|
|
§2.Характер арабской завоевательной политики. Политическая ловкость,
которую проявляли первые последователи Мохаммеда, не уступала военному таланту, столь
быстро приобретенному ими. В первых же военных походах они столкнулись с
народами, веками угнетаемыми различными властителями и потому чуть ли не с
радостью встретившими своих завоевателей, несущих им лучшую жизнь. Проявив политическую мудрость, халифы не прибегли к насильственному обращению
побежденных народов в
свою веру. Они повсеместно объявляли о своем намерении уважать верования
подчинившихся им людей, уважать их обычаи, нравы, традиции. В качестве платы
за обещанный мир, завоеванные народы облагались небольшой данью - значительно меньшей,
чем та, что они платили своим прежним
хозяевам. Перед началом завоевательных
походов в какую-либо страну арабы отправляли туда послов с предложениями о
мирном соглашении. Содержание их почти всегда был одинаковым. Как
утверждает арабский историк Эль-Масину, в 17-ом году Хежира Амроп заявил жителям
города Газы, окруженного его войсками, следующее: "Наш господин
приказал нам воевать с вами, пока вы не примете наш закон. Станьте нашими
братьями, поймите наши чувства и наши интересы,
и мы не причиним вам вреда.
Если же вы не желаете сделать этого, то платите нам пожизненно
налог, и мы будем защищать вас от врагов. Иначе
же мы будем воевать с вами, ибо так велит господь." Точно так же звучали
обращения арабов к египтянам и персам. Поведение халифа Омара в Иерусалиме являет
собой наглядный пример той мягкости, с которой арабы-завоеватели обращались с
побежденными. Совершенно другую картину можно было увидеть в этом же городе
несколько веков спустя, когда Иерусалим был захвачен крестоносцами. Омар вошел в
священный город в сопровождении очень малочисленной группы своих сторонников. Он
попросил патриарха Софрониуса сопровождать его при посещении всех мест, связанных
с религиозными традициями. Жителям города он объявил о том, что они находятся в
безопасности, что и имущество их, и церкви будут неприкосновенны, а
также и то. что магометане не будут молится в христианских
церквях. Не менее доброжелательным было и поведение
Амру в Египте. Он предоставил местным жителям полную свободу в выборе религии,
провозгласил равенство для всех и неприкосновенность собственности, а также
предложил заменить непомерно высокий налог, введенный греческими императорами,
на фиксированный подушный годовой налог размером в 15 франков. Жители провинций
были весьма удовлетворены такими предложениями, они поспешили
принять предложение и заплатили налоги заранее. Арабы так строго придерживались
принятых соглашений, были столь приятны в поведении по отношению к коренному
населению, жившему прежде под гнетом христианских императоров Константинополя,
что египтяне единодушно приняли их религию и язык. Никто из прежних правителей
Египта не достиг такого результата, так как все они действовали силой. Завоевания арабов, в отличие
от всех других завоеваний, имели частичный характер. Все другие народы
(например, варвары, покорившие римскую империю, или тюрки) создавали крупные
империи, но не создавали цивилизаций. Более того, они едва ли были в состоянии освоить
достижения цивилизаций побежденных ими народов. Арабы же, напротив, создали
новую цивилизацию, совершенно отличную от предыдущих - они превратили
беспорядочную толпу в цивилизованную нацию с общим языком и единой религией. Такие древние народы, как египтяне или индусы,
приняли не только веру арабов, но и их обычаи, нравы и даже архитектуру. Истории
известно много примеров того, как территории, оккупированные арабами,
впоследствии подчинялись новым завоевателям, однако им не удалось ослабить
влияние последователей пророка. Во всех уголках Африки и Азии, от Марокко до
Индии, - везде, куда проникли магометане, их влияние оказалось незыблемым.
Никто из новых завоевателей не смог уничтожить языка и религии арабов.
Единственным народом, отступившим от цивилизации арабов, оказались испанцы, но
они заплатили за это высокую цену - их цивилизация оказалась в состоянии
глубочайшего упадка.
|
|
|