|
|
§3. Первые преемники Мохаммеда. Когда в 632 г. н.э. Мохаммед умер,
труд его был лишь в набросках. Существовала опасность полного его исчезновения.
Политическое единство Аравии было следствием единства религиозного, созданного Мохаммедом, и это
религиозное единство могло нарушиться с кончиной пророка. Арабы признали
авторитет пророка, миссия его была завершена, и ничто
не указывало на необходимость появления преемника. Пророк никогда не говорил о
преемниках, да и вряд ли нашелся бы человек, способный выполнить
эту миссию - многочисленные племена, отказавшиеся в угоду пророку от
своей независимости, не были расположены к тому, чтобы подчиниться новому господину. Наследию Мохаммеда
угрожала и другая опасность: было немало людей, пытавшихся выдать себя
за пророка. В большинстве своем они страдали галлюцинациями. Одному из
таких лжепророков чуть было не удалось обратить в свою веру Йемен
и, если бы не самоотверженность нескольких верных магометан, убивших
самозванца, на самой прекрасной из аравийских земель ислам уступил бы место
очередному "изму". Другой экзальтированный пророк ограничился лишь припиской нескольких новых глав Корана. Нужно сказать, что ему
удалось -таки добиться достаточно высокой популярности. Таким образом, труду Мохаммеда угрожало множество
опасностей, и лишь благодаря прозорливости истинных преемников пророка Коран был
спасен. Эти люди всей душой верили в святость наследия Мохаммеда и видели свою миссию
в повсеместном утверждении Корана. Первые преемники Мохаммеда: Абу-Бекр (632-634),
Омар(634-644),Отман(644-655) и Али
(655-660) были его компаньонами. Несмотря на свое высокое положение, они всегда
сохраняли верность обычаям, были аскетичны в быту. После смерти Абу-Бекра все
его наследство состояло из одежды, верблюда, на котором он ездил верхом и
служившего ему раба. Жалование, которое он получал из казны в течение всей своей
жизни, составляло всего 5 драхм. Омар, который всегда делил богатые трофеи между
солдатами, носил заплатанную одежду и спал на ступенях храмов вместе с бедняками. Переход от
демократического режима к монархическому был незаметен. При первых преемниках
пророка соблюдалось полное равенство - все пользовались одними и теми же
правами. Однажды Али довелось выступать в суде в качестве обвинителя против
одного человека, укравшего доспехи. Был случай, когда христианский король
гасанидов, принявший ислам вместе со своим народом, будучи в Мекке, где он
должен был встречаться с Омаром, ударил одного араба, нечаянно задевшего его.
Араб обратился с жалобой к Омару, и тот вынужден был потребовать наказания
короля по всей строгости закона: "око за око, зуб за зуб". Король был возмущен тем, что простолюдин поднял руку на
господина. "Таков закон ислама. Нет ни каст, ни привилегий - все мусульмане
были равны перед пророком, таковыми они останутся и перед преемниками его" - был
ответ халифа. Однако просуществовал этот справедливый
обычай недолго. Дело кончилось тем, что халифы превратились в абсолютных
правителей. Абу-Бекр, как уже говорилось, был первым преемником
пророка. Он стал таковым в тот день, когда Мохаммед назначил его читать вместо себя
молитву. Со слов арабских историков, Абу-Бекр, приняв клятву верности от своих
компаньонов, держал перед ними такую речь:
"на меня возложена обязанность
управлять вами; помогите мне, если я делаю это хорошо, поправьте меня, если я
ошибаюсь; всегда говорите мне правду - это истинное
выражение вашей преданности и вашего усердия; скрывать правду от держателя власти есть предательство; передо
мною все равны - и сильные, и слабые; я
буду справедливо и непредвзято относиться ко всем; если же
я когда-либо отступлю от закона бога и пророка, я потеряю
право на вашу
преданность." Выбор других преемников
сопровождался большими распрями. Абу-Бекру пришлось бороться и против
соперников, метивших на его место, и против вождей, уклонявшихся от уплаты
налогов, предписанных Кораном. Вскоре он понял, что лучший способ покончить с
междоусобицами - это направить воинственность арабов против внешнего врага.
Такой политики придерживались и преемники Абу-Бекра, и это немало способствовало
распространению ислама. Как только арабам стало нечего завоевывать, они
повернули свое оружие друг против друга. Началась эра разобщения, а затем
и упадка арабской цивилизации. Мощь арабской империи была подорвана не внешними
причинами, не сопротивлением побежденных арабами народов, а самими арабами.
Под руководством второго
преемника Мохаммеда, Омара, арабы начали свои
великие завоевания. При Абу-Бекре арабы одерживали отдельные победы в Сирии, но
они были не слишком значительными, так как военное искусство арабов еще не было
развито. Успехи, достигнутые исключительно благодаря природной смелости арабских
воинов, чередовались с поражениями; лишь овладев в полной мере искусством ведения боя, арабы стали непобедимы. Омар был не только талантливым правителем и талантливым генералом, - он был еще и исключительно справедливым человеком. По свидетельствам историков, поднявшись в Медине на кафедру, как преемник пророка, он произнес следующие слова: "Все, кто меня слушает, знайте, что даже самый слабый из вас будет самым великим в моих глазах, если он будет справедлив; самый
великий же покажется мне самым ничтожным, если он будет иметь непомерные претензии." Фактически, империя арабов ведет свое
начало именно с эпохи правления Омара. |
|
|