|
|
§1.Мир во времена Мохаммеда. К моменту смерти Мохаммеда мир был
поделен между двумя великими силами: одной из них была Римская империя Востока, управляющая из Константинополя югом Европы,
ближней Азией и севером Африки от Египта до Атлантического океана. Другой была империя персов, влияние которой распространялось далеко в Азии. Что же касается Европы, то север и запад ее были добычей варваров, живших в условиях анархии и
претендующих на завоевания римлян.
Обессиленная многовековыми войнами с персами и внутренним разладом, империя востока была на грани упадка. Это был колосс на глиняных ногах - дуновение ветра могло сокрушить его.
Египет и Африка изнывали под гнетом поработителей. Не лучшей была и обстановка в Европе. Испания находилась во власти христиан-визиготов (visigoths) и изнывала от религиозных
распрей. Рим утратил свой былой престиж; само слово "римлянин"
вызывало ненависть. "Вечный город" подчинялся всем последовательно
завоевывавшим его варварам. В Сирии, куда пришли первые
арабы-завоеватели, царила анархия. В городах, чудом избежавших разрушений в
непрерывных войнах между персами и римлянами, процветали спекуляции и религиозные
распри. Деревни были опустошены. Население, по- существу, не имело отечества и
подчинялось любым хозяевам. Победители, смешиваясь с побежденными
азиатскими народами, утрачивали свои преимущества; их вдасть ослабевала.
В предыдущем труде, рассматривая влияние различных факторов на развитие общества, мы выделяли
идею как главную движущую силу. Возможно, с точки
зрения философии, культ отечества, вера и свободолюбие есть лишь иллюзии. Но
именно они и движут историю, под их эгидой создаются различные
политические и социальные структуры. Величие римлян основывалось на культе Рим -
Рим оставался владыкой мира, пока римляне не престали жертвовать собой во имя его процветания. Так или
иначе, к моменту появления Мохаммеда азиатские народы, и греко- римляне
находились в состоянии "духовного вакуума" - у них не было никаких
идеалов. Ни любовь к отечеству, ни культ прежних божеств уже не владели
душами этих людей. В их сердцах царила эгоистическая любовь к самим себе. С
такими настроениями они не сопротивлялись народу, готовому пожертвовать собой во
имя веры. Мохаммед сумел создать идеал - в этом и состоит
его величайшая заслуга. Конечно, этот идеал, как и предыдущие, был лишь
призрачной иллюзией, но с силой этой иллюзии не могла сравниться никакая
реальность. Поклонники пророка не колеблясь отдавали свои жизни во имя веры, ибо
никакие земные блага не могли сравниться с теми, что ожидали их в будущей жизни - в той, что сулила им вера. Для всех народов, принявших ислам, эта
религия вскоре стала тем же, чем величие Рима было для римлян. Ислам
пробудил в разобщенных народах единые интересы, общие надежды, - это позволило
объединить усилия для достижения общей цели. Однако, если общности интересов и веры
достаточно для того, чтобы добиться однородности народа, то этого еще
недостаточно для того, чтобы обеспечить народу средства для завоевания мира -
даже, если мир этот находится в состоянии упадка, как это было во времена
Мохаммеда. Колосс, по- существу, уже являлся призраком, но призраком достаточно
грозным. Чтобы победить ее, нужно было помножить веру на лучшие воинские
качества народа. Арабам не занимать было воинственности и смелости - эти
качества формировались у них веками, передаваясь по наследству из поколения в
поколение. Презрением к смерти они обязаны новой вере, обещающей им вечное
блаженство в другом мире. Однако храбрость не может заменить военного искусства,
с которым арабы не были знакомы. Сражения арабов между собой были варварскими -
тактики как таковой не было; толпы враждующих сталкивались между собой,
каждый сражался сам за себя. В то же время и римляне, и персы достаточно хорошо владели военным искусством, что и проявилось в их первых сражениях с арабами. Неудачи,
постигшие арабов в Сирии, показали необходимость тщательной военной подготовки, внимательного изучения опыта победителей. Многочисленные перебежчики, привлеченные новой верой на сторону арабов, стали первыми инструкторами последователей пророка, обучали их тактике, дисциплине, способам атаки, -
т.е. всему тому, что игнорировалось ранее. За несколько лет арабы превратились в прекрасно подготовленных воинов - при осаде Дамаска противники с удивлением
убедились, что магометане применяли осадные машины столь же искусно, как и
греки.
|
|
|