|
|
§3.Цивилизация арабов в Испании.
В годы правления визиготских королей Испания не была развитой страной. Культура ее была полуварварская. Будучи завоеванной арабами, Испания узнала расцвет цивилизации. Менее, чем за сто лет были вспаханы не обрабатываемые доселе земли, заселены пустующие города, созданы великолепные монументы, установлены торговые отношения с другими народами. Арабы интенсивно развивали науки и архитектуру, ими были основаны университеты, которое долгое время оставались единственными очагами интеллекта во всей Европе, были переведены труды греческих и латинских авторов.
Взлет цивилизации арабов в Испании начался с момента прихода к власти Абдерахмана, то есть тогда, когда в 756-м году Испания отделилась от Востока и объявила об образовании халифата Кордова. В течение трех столетий Кордова, несомненно, являлся самым блистательным из городов Старого Света.
Взойдя на трон, Абдерахман стал приучать арабов относиться к Испании как к подлинному отечеству. Чтобы отделиться от Мекки, арабы построили здесь знаменитую мечеть Кордовы, считавшуюся одним из чудес света. Новый правитель расходовал свое богатство не на дальние экспедиции, а на различные усовершенствования внутри страны; наследники его считали за честь следовать его примеру.
Что больше всего характерно для цивилизации арабов в Испании в этот период, так это превосходный вкус, воспитанный искусством, наукой и литературой. Повсюду возникали школы, библиотеки, лаборатории; были переведены труды греческих авторов; успешно развивалась математика, астрономия, физика, химия, медицина; в этих областях, как мы увидим впоследствии, были сделаны важные открытия.
Столь же бурно развивалась промышленность и торговля. Продукция шахт, промышленная продукция, оружие, шелковые ткани, сафьян, сахар отправлялись на Восток при посредничестве европейцев и берберов, для которых торговля стала основным занятием.
К сельскому хозяйству арабы проявили такие же способности, как и к науке или индустрии. Единственное существующее сегодня в Испании ирригационное сооружение было построено арабами. Последние начали выращивать в плодородных доменах сахарный тростник, тутовое дерево, рис, хлопок, бананы и другие культуры. В результате умелой обработке земли Испания, за исключением небольшой части ее территории на юге страны, превратились в огромный сад; теперь же здесь настоящая пустыня.
Активность арабов затрагивала все отрасли науки, индустрии и искусства. Общественная работа, выполненная ими, была не значительной, чем даже деятельность римлян. Мосты, дороги, гостиницы для путешественников появлялись повсюду, число их постоянно увеличивалось. Архиепископ Хименес, сжигая впоследствии в Гренаде арабские манускрипты (которых он собрал около восьмидесяти тысяч), надеялся навсегда стереть со страниц истории память о своих врагах по вере, но оказалось, что имя последних запомнилось не только благодаря их письменному наследию, но и благодаря всем тем плодам труда, которые были оставлены арабами на земле.
Столица халифата Кордова была научным и индустриальным центром, центром культуры и торговли; по своему мировому значению она сопоставила с современными столицами самых крупных европейских государств. Старинный город можно увидеть и сегодня, но теперь это лишь грустный некрополь. Я нечасто испытывал столь тягостное впечатление от прогулки по городу - когда-то здесь было около миллиона жителей, теперь же можно прошагать не один час прежде, чем увидишь прохожего, молчаливо движущегося вдоль стен. Несомненно, замена полумесяца на крест в Кордове была триумфом для христиан; но если полумесяц возвышался над самым богатым, самым красивым и самым густонаселенным городом мира, то крест окружают сегодня лишь унылые руины некогда мощной цивилизации; поклонники креста сумели разрушить ее, но не смогли создать ничего взамен.
Организация правления арабов в Испании очень похожа на организации арабской империи в Багдаде. Халиф являлся абсолютным властителем, представителем Бога на земле, в его руках была сконцентрирована вся гражданская религия и военная власть. Назначенный им совет вырабатывал свое мнение по всем вопросам управления империей.
Халиф назначал губернаторов, которые, как и он, обладали всей полнотой власти в провинциях.
Гражданский кодекс опирался на Кордову и его интерпретации, у нас еще будет случай поговорить об этом. Эти священные книги являлись руководством для тех, кто вершил правосудие. Существовали аппеляционные суды, которые могли изменить решения первичных судов.
В то время халифы, как и другие правители не имели постоянной армии. Единственным подразделением, вооруженным постоянно, был корпус, составленный из личной охраны правителя, - в количестве 10-12-и человек. Однако по воле халифа под ружье могли встать все здоровые люди империи.
Очень развит был морской флот, посредством которого велась торговля со всеми приморскими городами Европы, Азии и Африки. Долгое время арабы оставались единственными хозяевами Средиземноморья.
Как и в Багдаде, основным источником богатств, являлись налоги и продукция шахт. Здесь были богатейшие месторождения золота, серебра, ртути. Мусульмане платили натуральный налог размером в одну десятую часть урожая, евреи и христиане - денежную подушную подать. Кроме этих налогов существовали акцизы и таможенные сборы. В эпоху наивысшего расцвета испанского халифата, в годы правления Аль-Хакима доход империи достиг огромной суммы- триста миллионов.
Как мы уже говорили, арабы составляли интеллигентную аристократию страны. Берберы и, в основном, местное население принадлежали к низшим слоям нации. Христиане, свободные в выборе занятий, часто поступали на военные службы; были нередко браки между христианами и мусульманами. В частности, христианкой была мать Абдерама третьего.
За несколько столетий, преобразовав Испанию и материально, и интеллигентно, арабы поставили ее вершиной всех наций в Европе. Огромные изменения претерпела также мораль. Арабы назначили ( все, по крайней мере, пытались сделать это) христиан самому драгоценному человеческому качеству - терпимости. Их доброта по отношению к завоеванному народу была велика настолько, что христианскому духовенству позволялось организовывать церковные соборы: например, собор в Севильи в 782-м году или в Кордове в 852-м году. Многочисленные церкви, построенные во времена властвования арабов, также являются свидетельством уважения последних к культам народов, оказавшихся в их подчинении.
Много христиан приняли ислам, причем сделали это не в результате принуждения: живя под властью арабов (и называемые поэтому мозарабами) христиане, как и евреи имели все те же права и обязанности, что и мусульмане. Арабская Испания была единственной страной в Европе, где евреи нашли защиту, и потому их там было немало.
Испанских арабов, кроме терпимости отличало также рыцарские обычаи. Законы рыцарства: щадить слабого, быть великодушным к побежденному, свято держать данное слово и другие христианские страны приняли позже; законы эти оказали на души людей большее влияние, чем даже религия, а распространялись они в Европе благодаря арабам.
Как и христианские рыцари в поздние времена, арабские рыцари также имели свой кодекс. Рыцарем мог называться лишь тот, кто обладал последними десятью качествами: добротой, достоинством, приветливостью, поэтическим талантом, красноречием, силой, был ловким наездником, хорошо владел копьем, мечом и луком.
Арабские летописи Испании изобилуют фактами, подтверждающими, что эти качества были широко распространены. *** Кордовы в 1139-м году осадил Толеду, принадлежавшую христианам. Королева Беренжер, находившаяся в осажденном городе, отправила к нему гонца, чтобы тот передал завоевателю: «Нападение на жену недостаточно храброго великодушного и галантного рыцаря.» Арабский генерал тотчас снял осаду и отступил, передав с гонцом чистосердечный привет королеве.
Среди христиан эти рыцарские качества распространялись очень медленно. Мы можем представить себе жизнь этих рыцарей в одиннадцатом веке по биографии наиболее известного среди них, Сида Кампадора, Родрига де Вивар.
Сей знаменитый и воспетый поэтами герой был, в действительности, главарем банды, воевавший то на стороне арабов, то на стороне христиан, в зависимости от того, кто больше платил ему. Захватив Валенсию он, без всяких угрызений совести приказал применить к старику-правителю города пытку: жарить его на медленном огне, чтобы выведать, где находятся сокровища, якобы существовавшие в Альказаре.
« Этот странствующий рыцарь, - пишет господин Виардот, - имя которого будит воспоминания о рыцарях из романов: Геркулесе, Тезее, древних полубогах, на самом деле есть самый первый из авантюристов. Как бы ни тягостно было лишить славы окружавшей это имя на протяжении веков, история не позволяет делать выводы лишь из романистов и фантазий поэтов. Роднига, или Рюи Диас де Вивара отличала лишь военная доблесть. Как и подобает главарю банды, он был жестоким, алчным, мстительным, дерзким и в речах, и в делах своих, преисполнен дикой гордости; справедливость же и верность были ему не свойственны. Первый раз он воевал против христиан Арагона в качестве наемника мусульман, которые и дали ему арабское прозвище Сид, то есть сеньор, под ним он получил известность. Позже он одолжил свою шпагу Санчо ле Форт, чтобы помочь ему изгнать из страны его братьев и сестер. Продажный по своей сути, Сид переходит от союза к союзу; он насилует пленных в Мурвиедро и Валенсии, отдает их на съедение своим собакам или подвергает пыткам, поджаривает на огне, чтобы выведать место нахождения сокровищ. Свой военный триумф он замарал вероломством, жадностью, ужасающей жестокостью. В подтверждение своих слов могу сослаться на новую биографию Сида, приведенную господином Дози в «Исследованиях по политической и литературной Испании в средневековье.»
Было бы не справедливо судить Сида слишком строго. Так как, в конце концов, он лишь следовал обычаям своего времени. Нужно знать эти нравы, чтобы понять заслуги нации, заставившей их исчезнуть. При этом нуно иметь в виду, что применялось лишь моральное влияние. Существует влияние, что религия смягчает нравы; иногда я соглашаюсь с этой точкой зрения, хотя история предоставляет нам мало аргументов в ее пользу. Очевидно лишь то, что рыцарские законы, введенные арабами, способствовали смягчению нравов в большей степени, чем все религиозные надписи, предназначенные для этого. Сид, который поджаривал старика, вымогая из него деньги, кажется нам вульгарным варваром; но в ту эпоху такие деяния были обычны, и на его месте так поступил бы и любой христианский предводитель. Так, Пьер де Круел, пригласив короля Гренады, Абу Саида к себе во дворец, нашел вполне естественным предательски убить своего гостя, чтобы завладеть приглянувшимися ему украшениями.*
*Один из рубинов, украденных у арабского короля, был подарен правителем Испании английскому принцу. Сегодня этот камень украшает корону английской королевы, которая вместе с другими украшениями выставлена в ‘Crown Jewel Room’, в башне Лондона, где я имел случай ее видеть.
Подобные деяния никогда не были бы совершены арабами, так как те превыше всего ставили моральные качества, чем оказали огромную услугу цивилизации.
Моральное превосходство арабов над другими нациями признают те немногие авторы, которые занимались изучением их истории. Вот что говорит по этому поводу один из наиболее компетентных в этой области ученых: « С точки зрения морали, науки, промышленности, - говорит господин Седиллот, - арабы стояли значительно выше христиан; их характер, их нравы были исполнены великодушия, самопожертвования, милосердия, то есть качеств, отсутствующих у других народов. Арабов всегда отличало чувство человеческого достоинства, оскорбление которого приводило к кровавым дуэтлям.
Короли Кастилии и Наварры настолько доверяли верности и гостеприимству арабов, что без возражений отправлялись в Кордову для консультации у медиков, которыми так славился этот город. И самый бедный из мусульман, и самый богатый шейх на первое место ставили безупречность репутации своей семьи. |
|
|