§2.Обоснование арабов в Испании.

     В 711-м году, когда в Дамаске на трон взошел второй преемник Мохаммеда, двенадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию.
     Легко представить себе, какое впечатление произвели на арабов тихие плодородные провинции - единственные, сохранившиеся нетронутыми на всем полуострове. Климат, земля, города, памятники - все вызывало восхищение. В письме, адресованном халифу, генерал арабской армии так описывает эту страну: « по красоте неба и земли она подобна Сирии, по мягкости климата - Йемену, цветами и ароматами напоминает Индию, плодородием - Египет, драгоценных металлов здесь не менее, чем в Китае.»
     Место вторжения мусульман в Испанию с тех пор называлось Гибралтар (Djebel Tarick), по имени командующего генерала армии.
     Для того чтобы подчинить себе берберскую Африку, арабам понадобилось пятьдесят лет, для завоевания же христианской Испании хватило нескольких месяцев. Первое же крупное сражение решило судьбу монархии Готтов. В этом сражении на стороне магометан выступил епископ Севильи. И король, и сама Испания были повержены за один день. Генерал арабской армии Муса Тарик был удивлен столь быстрым триумфом. Он хорошо помнил сколь долгим было завоевание Африки, ожидал встретить у европейцев такую же храбрость и такое же стремление к независимости, как и у берберов. Поняв вскоре свою ошибку и не желая, чтобы лавры покорителя Испании достались его лейтенанту, он с двадцатитысячной армией (из которой восемь тысяч человек были берберы) на море прибыл в страну, чтобы продолжить завоевания.
     Покорение страны завершилось удивительно быстро. Перед завоевателями поспешно открывали ворота самые крупные города. Кордова, Малага, Гренада, Толедо и другие сдались почти без сопротивления. В Толедо, христианской столице, арабы обнаружили короны, принадлежавшие двадцати пяти Готтским королям. Там же они взяли в плен вдову короля Родерика, на которой позже женился сын Мусы.
     Отношение завоевателей к населению Испании было таким же справедливым, как и к населению Сирии и Египта. Арабы оставили местным жителям их имущество, их церкви, законы, право быть судимыми их судьями. Единственное требование, которое они выдвинули - была уплата годовой дани- для знати 15 франков (чуть более одного динара), для крепостных - половина динара. Эти условия показались населению столь легкими, что они без возмущений приняли их, и арабам осталось лишь сломить сопротивление аристократов-землевладельцев. Борьба эта была недолгой, и уже через два года Испания полностью подчинилась завоевателям. Заметим, что христианам для того чтобы отвоевать страну понадобилось восемь веков.
     Существует мнение, что после покорения Испании Муса намеревался вернуться в Сирию через Голь и Германию, взять на обратном пути Константинополь и подчинить Корану весь Старый Свет. Осуществить это мероприятие ему помешал халиф, приказавший прибыть в Дамаск. Все могло быть по-другому: вся Европа обратилась бы в Магометанство и образовалось бы религиозное единство всех цивилизованных народов; возможно, это позволило бы всей Европе избежать эпохи средневековья, неизвестной в Европе благодаря арабам.
     Перед тем, как проследить эволюцию арабов в Испании, посмотрим, как складывались отношения между старыми и новыми хозяевами земли.
     Первыми завоевателями Испании были в основном арабы и берберы. В составе войск, оккупировавших территорию страны, было и несколько сирийских племен, но численность сирийцев была мала, появились они лишь в первый период завоеваний. Поэтому мы будем рассматривать лишь взаимодействие местного населения с арабами и берберами.
     При внимательном изучении истории мусульман в Испании обнаруживается, что арабы являли собой интеллектуальную элиту завоевателей; их наиболее цивилизованный элемент; берберы же смешались с низшим и средним слоями населения. Свое интеллектуальное превосходство арабы сохраняли даже тогда когда к власти пришла династия берберов.
     К сожалению, не сохранилось документов, которые позволили бы указать точное соотношение численности арабов и берберов, существовавшее в течение восьми веков мусульманского владычества в Испании, но все указывает на то, что с момента отделения Испании от Восточного халифата и, прежде всего, в момент вторжения берберов из Марокко их количество значительно превышало численность арабов. Когда арабы отделились от Востока, арабы сохранились лишь за счет варварства, берберам же достаточно было пересечь Гибралтарский пролив, чтобы в поисках счастья прибыть в Испанию.
     Очевидно, что арабы и берберы смешались как между собой, так и с местным населением Испании. Арабы пополняли свои гаремы прежде всего, христианками. Как отмечают арабские летописцы, в первой же экспедиции в гаремы было отдано тридцать тысяч женщин. В Алказаре Севилье существовал так называемый девичий двор, куда ежегодно привозились в качестве дани арабским правителям сто непорочных христианских девушек. Если учесть, что они прибывали из разных регионов, и в жилах их текла иберийская, латинская, греческая, византийская и тому подобное кровь, становится ясным, что такое смешение христиан, берберов и арабов, продолжавшееся веками, не могло не привести к образованию новой расы, отличной от расы первых покорителей Испании. Своим возникновением эта новая раса, как мы уже отмечали ранее, обязана подходящим условиям среды и многократным скрещениям различных народов.
     Я не буду даже пытаться рассказать историю арабских и берберских правителей, сменявших друг друга на протяжении восьми веков. Отмечу лишь основные политические факты, произошедшие за этот долгий период.
     С 711-го года, с момента завоевания арабами, до 756-го года Ислам представлял часть империи халифов Дамаска и управлялась в их интересах эмирами. В 756-м году, отделившись от халифата Востока, она образовала независимое королевство, названное по имени столицы, халифатом Кордовы.
     Кульминация цивилизации арабов в Испании продолжалась восемь веков, после чего начался ее упадок. Христиане, вытесненные на север, стали нападать на мусульман, пользуясь распрями между ними. Для того чтобы противостоять Альфонсу VI, королю Кастилии, арабы в 1085-м году призвали на помощь берберов из Марокко. Последние, прибывшие вначале в качестве союзников, вскоре повели себя как хозяева. В результате противодействия двух рас империя распалась на небольшие королевства, численностью около двадцати. Берберские династии сменяли друг друга (Альморавиды, Альмохады и другие), арабы все более и более берберизировались, и цивилизация их ослабевала. Христиане воспользовались этим, чтобы расширить свои владения, - в результате появились такие королевства, как Валенсия, Кастилия, Мюрси и другие. Последние постепенно объединились, и из множества мелких владений было создано четыре относительно крупных: Португалия, Наварра, Арагон и Кастилия. К концу тринадцатого века арабским осталось лишь королевство Гренада. Фердинанд Католик, король Арагона, женившись на королеве Кастилии, Изабелле, объединил две короны. В 1492-м году он осадил Гренаду захватил последнее прибежище ислама в Испании. Впоследствии он присоединил к своей империи Наварру, а весь полуостров, за исключением Португалии, оказался в одних руках.      Продолжительность существования империи арабов на территории Испании составила около восьми веков, то есть примерно столько же, что и продолжительность римского владычества. Арабская империя пала не из-за внешней интервенции, а в результате междоусобиц. Политическая организация ее была достаточно слабой, но цивилизация арабов в Испании достигла больших высот.
     Фердинанд подписал с арабами договор, предусмотревший сохранение их языка и культа; однако уже в 1499 арабы стали преследоваться, и через сто лет были изгнаны с территории Испании. Мусульман насильно обращали в христианство; это позволяло святой инквизиции уничтожать их. Миллионы новообращенных христиан были сожжены на кострах инквизиции. Политика властей была направлена на полное освобождение испанской земли от иностранцев. Кардинал (****) - архиепископ Толеды, главный инквизитор короля, будучи фанатиком, призывал заколоть шпагами всех арабов, не принявших христианства, включая женщин и детей. Доминиканец Бледа был еще более радикален. Он не без основания предполагал, что нельзя выяснить, все ли новообращенные стали христианами в душе своей, а потому предложил перерезать всех арабов без исключения, - Бог на том свете легко разберется, кто из них заслуживает ада, кто - рая. Несмотря на то, что эти миры энергично поддерживались испанским духовенством, правительство опасалось сопротивления со стороны мусульманского населения, и в 1610-м году ограничило изгнание арабов. Нужно сказать, что и во времена эммиграции арабов погибло немало. Добрейший монах Бледа, о котором я говорил раньше, с удовольствием уверяя, что более трех четвертей беженцев он убивал по дороге. Лишь в одной из экспедиций, направлявшихся в Африку, из 140 тысячи человек было убито сто тысяч. За несколько месяцев Испания потеряла более миллиона жителей. Седилот и другие авторы оценивают потери с момента начала завоеваний Фердинандом до окончательного изгнания арабов из Испании в три миллиона. По сравнению с подобными Икатомбами Варфоломеева ночь - всего лишь небольшая стычка. Необходимо признаться, что столь жестоких преступлений нет даже на совести самых диких варваров.
     К несчастью для Испании, эти три миллиона подданных, которых она добровольно лишилась, составляли интеллектуальную и промышленную ее элиту. Инквизиция, в свою очередь, постаралась уничтожить всех христиан, которые были хоть немного выше посредственности. Результат был очевиден: Испания, которая считалась великой страной, тут же пришла в самый позорный упадок. К упадку пришло все: сельское хозяйство, промышленность, торговля, науки, литература, культура. С тех пор прошло много веков, но цивилизация Испании так и не достигла уровня своего былого расцвета. В Толедо, где во времена арабов было двести тысяч жителей, сейчас живет чуть более семнадцати тысяч. В Кордове, где жил один миллион человек, сейчас - лишь сорок две тысячи. Из сто двадцати пяти городов епархии Саламанк едва ли сохранилось тринадцать. Изучая в другой главе наследие арабов в Испании, мы увидим, до какой вышины своего падения дошла эта страна в результате гонений на арабов. Все сказанное здесь демонстрирует, сколь важной была роль арабов в Испании, - в стране, куда они принесли свою цивилизацию. Трудно найти пример более сильного влияния одной расы на жизнь какого-либо народа.

До арабов Испания, можно сказать, вообще не была цивилизованной страной, при них она достигла расцвета, изгнав арабов оказалась в состоянии наивысшего упадка.

Hosted by uCoz