|
|
§2.Немного истории...
Как и все народы, арабы имели доисторический период развития. Недра земли хранят в себе обломки оружия, инструментов, останки жилищ и другие свидетельства жизни людей. Их анализ оказывает, что миллионы лет тому назад люди не знали металла, не занимались земледелием, не приручали животных. Оружием древнего человека были лишь куски кремния. Этот первоначальный период развития человечества называется "каменный век". Следы той далекой эпохи обнаруживают везде, где ведутся раскопки - и в Европе, и в Америке. При этом археологические находки говорят о том, что в истории разных народов этот период имел много схожих черт. Находки позволяют также сделать некоторые выводы относительно условий существования и даже уровня интеллекта наших далеких предков, что мы и сделали в нашей предыдущей работе.
Даже в самых древних арабских преданиях не упоминаются времена до Авраама. Однако современное языкознание дает доказательства тому, что и в более отдаленные времена на обширной территории между Кавказом и югом Аравии жили люди, которые, если и не принадлежали к одной расе, то, по крайней мере, говорили на одном языке. Изучение так называемых семитских языков доказывает, что иврит, финикийский, сирийский, ассирийский, халдейский и арабский языки очень близки и, следовательно, имеют общий исток. Мы не можем теперь сказать, каково было влияние среды и условий существования , определившие дифференциацию народов - выходцев из первоначальной расы. Мы можем лишь отметить сходство с арабами, чем и займемся теперь.
Источниками, из которых мы можем узнать историю арабского народа до Мохаммеда, являются древние книги евреев, а также те немногие документы, оставленные греческими и римскими историками, и некоторые весьма малочисленные описания, такие, как ассирийские или те, что были найдены в городе Сафа, недалеко от Дамаска.
Еврейские книги признают родство арабов и евреев, как самых древних народов на Земле. Междоусобные войны, видимо, продолжались с незапамятных времен. В Библии часто обсуждаются вопросы отношений амалеситов и мадианитов, населявших полуостров Синай, с сабиянами, жившими в южной Аравии.
По арабским преданиям, заимствованным, по-видимому, из еврейских источников, Кахтан (Жоктан) из расы Сем и Исмаил, сын Авраама от египетской рабыни Ачара, явились родоначальниками двух рас, издревле населявших полуостров: оседлые арабы на юге и кочевники на севере. Сыновья Жоктана, обосновавшись в Йемене, основали там династию сабиян и династию хемариков. Сыновья Исмаила обосновались на территории от Палестины до Хеджаза. Они были первыми хозяевами территории Мекки , долгое время оспаривавшей с Саной - главным городом Йемена - звание столицы Аравии.
Многочисленные племена, названия которых часто упоминаются в Библии, - набатияне, идюмеены, моабиты, амалеситы, аммониты, мадианиты - были потомками Исмаила. Возможно, именно амалеситы, объединившись с сирийскими кочевниками, завоевали Египет за 2000 лет до н.э. и владели этой территорией на протяжении веков под правлением династии Пастер.
Амалеситы, идюмеены, моабиты, аммониты были сконцентрированы в каменистой и пустынной частях Аравии. Непрерывно воюя с евреями, они долго препятствовали вхождению последних в Хаанские земли. Покорить их удалось только давиду и Соломону, да и то лишь на очень короткое время.
Библейские рассказы знакомят нас с арабами-кочевниками приграничных районов Палестины и не дают почти никаких сведений об оседлых арабах Йемена, за исключением описания визита царя Соломона к королеве Сабы.
Сведения об арабах можно найти и в ассирийских письменах, но они относятся лишь к населению северной части Аравийского полуострова - Сирии и близлежащих территорий.
Упоминания об арабах встречаются и в текстах Салмпназара II, датируемых 9-ым веком до н.э.. В 8-ом веке до н.э. Бюрилерно Теглатфанасар II принимал дань от двух арабских королев. Хасар Хаддон посадил на трон арабскую принцессу, воспитанную при дворе Нинива. Во времена Асюрбанипал востание, организованное братом короля, было поддержано арабским войском.
Арабские хроникеры более или менее подробно описывают лишь самые южные районы Аравии, но и в этих описаниях много неточностей и белых пятен, - поэтому их можно рассматривать как источники лишь с большой натяжкой. Однако они подтверждают свидетельства греческих и римских историков в пользу величия Йемена. По арабским преданиям, эта провинция была центром всей империи. Ее короли правили 3000 лет. Они снаряжали экспедиции в Индию, Китай, Африку (вплоть до территории современного Марокко). Сведения греческих и римских авторов об этой небольшой части Аравии относятся ко временам Александра.
В 4-ом веке до н.э. богатство арабов привлекло внимание Александра - он пытался завоевать Аравию. Экспедиция Неарка (Nearque) вокруг полуострова грозила завершиться поражением арабов, если бы смерть Александра не прервала ее. При разделе империи Александра районы, граничащие с Египтом и Палестиной, населенные арабами, отошли к владениям Птоломея. Набатияне приняли сторону Птоломея в борьбе против Антигона. Когда последний стал властителем Сирии и Финикии, Птоломей направил против него одного из своих лучших генералов, захваченных у Петра. Однако войско его в 4600 человек было полностью разбито. Тогда Антигон направил против врага своего сына дмитриуса. Когда тот прибыл в Петра, арабы, согласно диодору, обратились к нему со словами: "Король Дмитриус, зачем ты воюешь с нами, жителями пустынь, где нет ничего, что необходимо для мирной жизни горожан? Здесь, в сердце бесплодной пустыни, мы стремимся избежать рабства. Мы позволим тебе и твоему войску отступить, и, будь уверен, в дальнейшем ты будешь иметь в лице набатиян своих лучших друзей. Продолжать же осаду бессмысленно - вскоре ты испытаешь все беды и лишения, но не сможешь заставить нас вести другую жизнь, отличную от той, к которой мы привыкли с детства. Взяв кого-либо из нас в плен, ты лишь получишь никчемных рабов, неспособных к новой жизни."
Дмитриус был рад возможности завершить поход, принесший столько лишений, миром, он принял подарки отступил.
До христианской эры племена кочевников участвовали в многочисленных опустошительных войнах то на стороне египтян, то на стороне сирийцев. Их набеги и грабежи вызывали гнев римских императоров, чьи владения простирались до Евфрата. Они организовали множество экспедиций против обитателей каменистой Аравии, но добились немногого, а именно - платежей с проходящих по их территории племен и прекращения военных действий. Кочевники и тогда воевали так же, как и теперь: внезапно нападали на врага и скрывались от своих преследователей в пустыне.
Желая овладеть богатствами, веками будоражившими воображение греков и римлян, Август снарядил экспедицию в Йемен, но она была неудачной. Только при Тибере римлянам удалось завладеть небольшим уголком Аравии, населенным почти исключительно кочевниками, - полуостровом Синай. Таким образом старинный арабский город Петра стал великолепным римским городом, руины которого можно увидеть и сегодня.
Арабы не раз оказывались вовлеченными в войны римлян против Персии; в 244 г. араб, названный Филиппом, стал даже императором римлян. Был момент, когда арабы угрожали Малой Азии, но разрушения Пальмиры Орелианом (Aurelien) в 272 г. отбросили их от этого района. Сирия стала римской провинцией, управляемой частично арабскими правителями - так называемыми гасаниадами под покровительством императоров.
Когда римская империя переместилась в Константинополь, арабы оспаривали у Пенов и греков обладание Евфратом. К этому времени племена, пришедшие из Йемена, уже давно завоевали эту территорию и в 195 г. основали в южном Вавилоне, на берегу Евфрата, вблизи современного города Куфа знаменитый город Хира (Hira). Правители его соперничали в великолепии с монархами Персии и Константинополя. дворцы этого города были обставлены дорогой мебелью; в садах росли редкие цветы; по Евфрату плавали элегантные лодки с господами и музыкантами; ночами в воде отражались тысячи огней, украшавших эти лодки. Арабы всячески стремились поведать миру о чудесах и великолепии этих дворцов - самых прекрасных на всем Востоке.
Королевство Хира просуществовало довольно долго - 400 лет. История его нам почти неизвестна. Единственное свидетельство, дошедшее до нас, состоит в том, что в 605 г. империя попала под управление сасанидов и стала сатрапией - областью, управляемой персами. Однако это продолжалось недолго, т.к. вскоре появился Мохаммед, и Персия была завоевана его последователями.
Все сказанное здесь доказывает, что Аравия, за исключением северных территорий, избежала завоеваний. Все завоеватели, покорившие мир, - греки, египтяне, римляне, персы, - оказались бессильными перед ней. Огромная территория полуострова оказалась недоступной для них. Однако к моменту прихода Мохаммеда Аравии угрожало немало опасностей. В 525 г. Йемен, подчинявшийся до того времени лишь арабским правителям, был захвачен абиссинцами, которые пытались ввести христианство и уже обратили в него множество племен. В 597 г., т.е. перед самым появлением Мохаммеда, они были изгнаны персами, установившими здесь вице-королевство. Последние управляли Йеменом, Хадрамотом и Оманом вплоть до прибытия пророка.
Аравия всегда оставалась непонятной для чужестранцев. Это, пожалуй, единственная область на Земле, не знавшая чужеземного правления.
|
|
|