|
|
§3. Цивилизация Аравии до Мохаммеда.
В Библии часто встречаются упоминания о торговой деятельности арабов,
а также о возведенных ими городах. Одним из таких городов является Саба.
В Йемене можно встретить руины, свидетельствующие о существовании там других крупных городов,
но документального подтверждения этому не сохранилось.
Примерно в 4-ом веке до н.э. Геродот называл "Аравию счастливую"
одним из самых богатых районов Земли. Согласно Геродоту, в Маребе, - античной библейской Сабе, некогда существовали богатые дворцы,
с позолоченными портиками, золотыми и серебряными вазами, ложами, украшениями из драгоценных металлов.
Аналогичные описания можно встретить и у Страбона. Он называл Мареб чудным городом.
Дворцы в нем имели позолоченные крыши с украшениями из слоновой кости и драгоценных
камней. Внутренние помещения поражали богатством мебели и красотой чеканных ваз.
Согласно Эратосфену, архитектура того времени сильно напоминала египетскую.
Старинные арабские хроники согласуются со сведениями, оставленными классиками. Они единодушны в восхвалении
богатства Йемена. Вот что говорит Масуди по Мареб того времени:
"Здесь есть прекрасные строения, великолепные деревья, множество каналов, благоустроенные набережные -
любимое место прогулок горожан. Всю страну можно проехать вдоль и поперек на хорошем скакуне
за месяц. На все своем пути путешественник не будет страдать от зноя - везде он встретит тенистые деревья. Леса составляют главное богатство страны -
они покрывают всю ее территорию, надежно защищая жителей от жары. Люди Мареба рады своей жизни:
они имеют все необходимое - и плодородную землю, и чистый воздух, и ясное небо, и множество источников свежей воды, и твердую власть, и могущество.
Жителей Мареба отличает благородство, они услужливо принимают власть и гостеприимны к иностранцам.
Это процветание продолжалось до тех пор, пока оно было угодно Богу -
всякого, кто пытался поработить эту страну, ждало поражение; всякий тиран, направивший против империи свое войско, был обращен в бегство;
страна эта сияла, словно диадема на лбу у Вселенной."
Своим процветанием эта часть Йемена, по-видимому, обязана знаменитой плотине Мареба, построенной, по сведениям арабских историков,
королевой Валкис, посетившей, по преданию, Соломона. Расположенная у входа в узкую лощину между высокими горами,
где протекала быстрая река, плотина эта превратила лощину в громадное озеро. Воды его использовались для ирригации.
примерно в 1-ом веке н.э. плотина была разрушена, в результате чего численность населения страны существенно сократилась.
Все упомянутые здесь источники согласуются в том, что Йемен являлся колыбелью городов, процветающих, как и города Древнего Египта.
Сегодня покрытые многовековой пылью руины этих городов, подобно развалинам Нинивы и Вавилона, ждут того дня, когда
исследователи обратят на них свое внимание. О том, что это действительно были великолепные города, говорит
и то, что они вели торговлю с другими странами. В истории трудно найти пример того, как народ
народа, который имел бы развитые торговые отношения с другими народами, но неразвитую цивилизацию.
Арабы же вели торговлю с древних времен, - упоминания об этом есть даже в Библии.
Их торговые связи простирались до самых отдаленных пределов; арабы играли на мировом рынке примерно такую же роль,
что и Венеция во времена своего расцвета. Именно благодаря арабам Европе еще в античные времена удавалось поддерживать связи с отдаленными районами Азии.
Арабы торговали не только теми товарами, что были произведены в Аравии, но и завезенными из Африки и Индии, - главным образом, предметами роскоши: слоновой костью, пряностями, духами, драгоценными камнями,
золотым песком, а также рабами. Посредниками в торговле были финикийцы, чей язык был очень близок к арабскому. Привозимая продукция сосредотачивалась в крупных финикийских городах, таких, как Тир, откуда уже распределялась по всей стране.
В торговле финикийскими товарами арабы могли конкурировать лишь с вавилонянами, которые пользовались как сухопутными, так и морскими маршрутами - по Персидскому заливу.
Из вавилона караваны с товарами прибывали в Сирию, а уже из нее - расходились по всему свету. Маршруты этих караванов пролегали через большие города: Илиополис и Пальмиру (их руины, затерянные в пустыне, и по сей день вызывают восхищение у путешественников), а также через Дамаск.
Наличие столь развитых торговых связей Аравии говорит о величии городов этой страны, особенно, городов Йемена. Неудивительно, что и греческие, и латинские, и арабские авторы единодушны в восхвалении этих цветущих городов.
Справедливости ради нужно заметить, что до Мохаммеда расцветом цивилизации славился не только Йемен. Так, старинными хроникерами оставлены свидетельства былого величия городов Хира (Hira) и Гасан. Воспетый
арабами город Хира своей роскошью соперничал со столицей Персии и Константинополем. Процветавший в течение 500 лет Гасан
был основан в начале нашей эры арабами, пришедшими из Йемена. В Гасане, согласно историческим источникам, насчитывалось 60 крупных городов. Открытия, сделанные современными археологами, также свидетельствуют о былом величии государства:
на границе Сирии, недалеко от города Басра, найдены архитектурные сооружения, стены которых покрыты сабиянскими письменами. Интересно, что стиль этих строений отличен от римского.
Найдены и другие следы цивилизации, свидетельствующие о способности жителей Гасана к выполнению грандиозныых работ. Необходимо, однако, учитывать,
что в королевствах Хира и Гасан арабы постоянно контактировали с персами и римлянами, что оказало немалое влияние на цивилизацию этих государств.
В Йемене же развитие цивилизации было начато задолго до римлян, - поэтому именно Йемен представляет наибольший интерес для историков,
изучающих древнюю цивилизацию арабов. Жаль, что археологи еще не побывали в этом районе, и мы очень мало знаем о древних городах Йемена, похороненных в песках пустынь.
Еще недавно то же можно было сказать и о старинных городах Ассирии. Существует немало свидетельств тому, что исследование территории Йемена было бы очень плодотворным. Халеви (Halevy), побывавший недавно в Йемене, но, к сожалению, не занимавшийся там раскопками,
говорит об обнаруженной им близ Харама (Haram), недалеко от Саны стене, покрытой старинными надписями. Он описывает также сабиянскую церковь, дверь которой выполнена из керамических плиток с изображениями растений и животных, а также
множество других реликвий, которые можно найти в развалинах - в частности, изделия из золота и серебра. Недавно в Константинополе Шлюмбергер приобрел коллекцию из 200 древних Йеменских монет, найденных в Сане одним арабом. Монеты эти относятся еще к дохримтианской эпохе. В любом музее Европы таких монет отыщется не более двух-трех штук.
Монеты эти весьма любопытны: на одной из них изображен профиль королевской особы, увенчанной диадемой. Волосы,
заплетенные шнурками, уложены в прическу, точно такую же, как у хиксосов (Hycsos), - королей-пастырей,
прибывших из Аравии и долгое время правивших в Египте. Статуи этих королей, найденные Мариеттом, выставлены сегодня в музее Булака. На оборотной стороне монет изображена сова.
Художник, похоже, взял за образец греческие монеты, получившие распространение у всех народов побережья Средиземного моря, с которыми арабы вели торговлю.
Даже эти немногочисленные археологические находки весьма ценны для нас, так как они позволяют представить все великолепие государства арабов.
Арабская цивилизация нуждается сегодня в пристальном внимании ученых. С определенностью можно утверждать лишь то, что народ, который задолго до римлян вышел на мировую арену, народ, построивший прекрасные города, народ, поддерживавший связи со всеми наиболее развитыми нациями Земного шара, никак нельзя рассматривать лишь как орду варваров.
|
|
|