§2.Арабы в Индии.

      В Индии влияние арабов на политическую жизнь было не столь значительным, как в Персии, но в религиозной и просветительской деятельности арабы были очень активны. Сегодня в Индии около пятидесяти миллионов человек живут по законам пророка.
      Арабы появились в Индии уже в первые годы Хежира (637): флот из Омана и Бахрейна доходил до устья реки Инд. В 664-м году король Кабула стал платить арабам дань. В 711-м году армия арабов покорила королевство Синд (Sind), которое простиралось до Кашмира на востоке и до Инда и морского побережья на западе.
      Впрочем, арабы не слишком прочно обосновались в Индии,- они пробыли там лишь до 750-го года. Они были вытеснены династией индусов, которых позднее сменили турки, а потом - монголы, принявшие ислам. Самой старой и самой значительной из этих династий была династия Газнавидов, названная так по имени ее основателя.
      Завоевание Индии Газнавидами началось около 1000-го года и продолжалось двадцать пять лет, в течение которых было проведено одиннадцать кампаний. Восточный берег Инда, Кашмир, Пенджаб, королевства Лахор и Аймир были полностью завоеваны. Газнавиды везде проявили себя как проповедники религии и цивилизации арабов, и приняли от халифа Багдада титул защитников истинных верующих. Впервые после Александра Индия оказалась завоеванной инностранцами. Здесь была создана сильная политическая и религиозная власть ислама, которая просуществовала под управлением различных династий в течение восьми веков. Ныне политическая власть арабов в Индии утрачена, религиозная же не только существует, но и усиливается.
      Проникнув в Индию, арабы увидели старинную цивилизацию, во многом превосходившую их собственную. Они сумели приспособиться: смогли за очень короткое время распространить свою веру на большей части этой огромной страны.
      Победители были поражены великолепием монументов, созданных побежденными. Вот что Махмуд Газнавид сообщает в письме одному из своих генералов о городе Муттра, известном еще в шестнадцатом веке до нашей эры:

      "Этот чудесный город,- говорит он,- состоит более, чем из тысячи строений, большей частью мраморных; построены они так крепко, как крепка вера истинно верующего; число же храмов неверных здесь так велико, что я сбился со счета. Не будет преувеличением сказать, что на строительство всех этих монументов ушло несколько миллионов динар. Город, подобный этому, не выстроить и за два века. В языческом храме мои солдаты обнаружили пять идолов, сделанных из чистого золота, глазами их были рубины стоимостью пять тысяч динар; у одного из идолов имелось украшение из сапфира весом четыреста мискалей; лицо же его было отлито из девяноста восьми мискалей чистого золота. Кроме того, мы нашли сотни серебряных идолов, общий вес которых был равен весу верблюда."

      На смену Газнавидам пришли новые династии, их, в свою очередь, заменили монголы. Что характерно: не имея ничего общего с арабами по крови, эти династии активно способствовали распространению цивилизации и веры арабов.
      Рассматривая влияние арабов на разные народы, с которыми они были в контакте, можно видеть следующее: или цивилизация арабов полностью вытесняет цивилизацию побежденных (так было, например, в Египте), или она смешивается с нею (как в Персии и в Индии). В последнем случае переплетение двух культур было столь тесным, что это касалось даже религиозных основ; позднее проявилось также и влияние персов.
      Исследование древних монументов Индии, к которому мы вскоре приступим, позволит нам увидеть, как в разные эпохи происходило изменение архитектурного стиля цивилизации этой страны. В архитектуре монументов первых времен, таких как ворота Аладина, преобладают арабские мотивы, влияние персов ощущается слабо, индусский стиль проявляется лишь в деталях. Старинные пагоды же были использованы последователями пророка лишь частично,- они не удовлетворяли духу новой цивилизации.
      Несколькими веками позже влияние арабов на мировую культуру еще сохранилось, но было уже не столь значительным. Арабская и индусская цивилизации все больше уступали место персидской.
      Как показывают исследования памятников постисламкого периода в Индии, процесс становления новой цивилизации был довольно длительным. Первые монументы, создание которых было вдохновлено арабским гением, появились довольно поздно. Новые проповедники, последователи пророка, не были арабами,- вначале это были турки, затем - монголы, т.е. варвары. Так же как и варвары, разрушившие римскую империю, они, в конце концов, ассимилировались с цивилизацией побежденных, хотя на это ушло немало времени.
      Тот факт, что адаптация завоевателей была столь длинной, объясняется существованием фундаментального различия между способностью к эволюции у различных народов: если арабы продемонстрировали способность к быстрой эволюции, то варвары средневековья или азиатские орды, наводнившие империю Мохаммеда, оказались менее подверженными развитию. На основе цивилизации греков, римлян и персов арабы сумели очень скоро построить новое общество, превосходящее то, что существовало до них. Для варваров же та культура, которая была создана завоеванными ими народами, была столь непостижима, что потребовалось длительное время, за которое мозг этих дикарей мог приспособиться к ней. На протяжении веков накапливая механизмы наследственности, происходило превращение варвара в цивилизованного человека. Лишь столетия спустя орды, завоевавшие римскую империю, сумели построить новый мир на развалинах старого.
      Династия Газнавидов просуществовала до 1186-го года. На смену ей пришла династия Гуридов, туркмен по происхождению. Самым замечательным ее представителем был Куббутдин, скончавшийся в 1210-м году. За время его правления в Индии было построено несколько замечательных монументов, в чем мы вскоре убедимся. В 1250-м году Дели стал столицей великой империи. Иностранные ученые и художники, приглашенные в Индию, встречали здесь такой же радушный прием, как ранее - в Багдаде. Однако монголы в это время уже начали новые завоевания. В 1?27-м году Аллаудин дал им бой в окрестностях Дели, где участвовало пятьсот тысяч человек. Враг был вынужден отступить.
      В 1378-м году Тамерлан овладел Дели, но власть его была недолгой. Анархия, возникшая в результате завоевания, привела к тому, что образовались не примерные, но долговечные династии. В 1517-м году Дели овладел король Кабула, потомок Тамерлана. Он основал здесь династию Великих Монголов, просуществовавшую три века и павшую лишь от ударов англичан.
      Остановимся теперь на рассмотрении основных памятников арабского искусства (или близкого к нему по стилю), сохранившихся в Индии. Эта старинная каменная летопись скажет читателю больше, чем толстая диссертация.

Башня Кутаба.

      Это один из двух наиболее старых из датируемых двенадцатым веком арабских памятников Индии. Близ Дели есть также мечеть Кутаба, выстроенная в 1190-м году.
      Башня Кутаба своей конусообразной формой и коричневым цветом напоминает длинный ствол. Ее украшает множество высеченных балконов, пояса из надписей и арабесок. Собственно, арабский стиль здесь имеют только орнаменты и галереи. Башня была построена Кутбуддином (по крайней мере, он завершил ее строительство), откуда происходит и название ее монумента,- Кутбминар, или сокращенно,- Кутаб. Под этим именем башня и известна в Европе.
     Особенность формы монумента указывает на то, что проектировалась она индусским архитектором. В Индии эта башня считается чудом. Господин Гарсин де Гаси цитирует один из важнейших манускриптов, принадлежащих Саиду Ахмад Хану: недалеко от Кутаба можно увидеть руины мечети. Некогда она была индусским храмом. Строительство ее датируется 587-м годом Хежира (1191).

Ворота Аладина.

      В ограде, окружающей башню Кутаба и одноименную мечеть, есть еще несколько интересных памятников. Среди них, пагода короля Питора. Самым же значительным из сооружений являются знаменитые монументальные ворота, воздвигнутые в 1310-м году Аладином (Алауддином). Они не только интересны своей великолепной архитектурой, но имеют и историческое значение, как памятник мусульманского искусства. Это один из самых значительных памятников искусства арабов - сравниться с ним могли бы, пожалуй, лишь ворота Алхамбра (Alhambra), но те имеют гораздо меньшие размеры. Рядом с монументальными воротами Аладина ворота Алхамбра смотрелись бы как киоск рядом с собором.
     Читатель, внимательно рассмотревший гравюру, которую мы помещаем здесь, конечно же, был восхищен чудесным талантом архитектора, сумевшего сочетая элементы таких различных стилей, создать столь гармоничное и, в то же время, столь оригинальное произведение. Колоннада, вокруг ворот -индусская, форма аркад и большая часть украшений - арабские. Весь ансамбль несколько напоминает монументальные ворота персов.
     Ворота Алхамбра достаточно просты, особенно если учесть их огромные размеры. Они выстроены из кирпича, такого же, что использован при строительстве арабских дворцов Испании; каменные скульптуры заменены простыми лепными орнаментами из Алхамбра.

Мавзолей Альтамша.

     Рядом с мечетью Кутаба находится мавзолей императора Альтамша (Altamsch), воздвигнутый в 633-ем году Хежира (1235). Это сооружение выполнено в том же стиле,что и мечеть , и относится к древнейшим арабским памятникам Индии.

Храм Биндерабуна.(Binderaboun)

      Влияние арабской культуры на индийскую проявляется, прежде всего, в наличии арабских мотивов орнаментации древних монументов. Храм Биндерабуна представляет собой типичный пример смешения стилей. Монументы выполнены в форме, харктерной для Северной Индии. Аркада же, возвышающаяся над воротами, по стилю - персидско-арабская.

Мавзолей Акбара в Секундре.

      Этот и другие индийские монументы, о которых мы упомянем, относятся к временам правления монголов.
      Политическая власть арабов исчезла. Сохранялось еще их влияние в науке, искусствах и религии, но и здесь уже сильно было влияние персов и самих индусов. В результате был выработан смешанный стиль, в котором арабские элементы присутствуют, но не являются доминирующими. Среди самых замечательных памятников этой новой эпохи выделяется мавзолей императора Акбара в Секундре. (Secundral, близ Дели, построенный в 1600-м году) Строительство, начатое еще при жизни Акбара, было завершено императором Шах Жеханом (Jehan).
      Акбар, правнук Тамерлана, был одним из величайших правителей, каких только знала Индия. За время, что он был у власти (1550-1605гг), страна достигла небывалого расцвета. Это был золотой век индийской архитектуры. Принц этот питал истинную страсть к монументальным сооружениям. Начиная с 1560-го года он посвятил десять лет своей жизни строительству города в пустыне, близ Агры, а также дворцов Футепора (Futtehpore). Их восхитительные руины воскрешают в памяти образы тех мертвых городов, о которых нам поведала «Тысяча и одна ночь.» Жестокий климат пустыни заставил Акбара вместе с народом покинуть новую столицу, с ее чудесными дворцами и мечетями. Прекрасный город, видеть который в качестве своей столицы почли бы за честь многие европейские страны, опустел, лишь тигры, да несколько отшельников составили его население.
      Акбар не ограничивался лишь развитием архитектуры, он много занимался и ****, и *****. Будучи действительно равнодушным к предмету религии и очень терпимым, он проникся идеей слияния всех культов в один. Акбар собрал конгресс священников, собравших все известные религии, в том числе и христианских миссионеров, где и изложил им свой прект. К сожалению, он не учел, что любой из его слушателей уверен, что именно его вера удовлетворяет абсолютной истине, а все остальные - погрязли в ошибках, -соглашение оказалось невозможным. Все аргументы, которые использовали эти серые приверженцы разных культов, сводились к обильным ругательствам. История не знает примера возникновения религии в результате спокойного благоразумного диспута между приверженцами разных культов. Акбар убедился, что никакой правитель, пусть даже властный настолько, чтобы по его воле в пустыне вырос город и с чудесными дворцами, не властен противостоять могучим призракам, царящим в сердцах людей.

Тадж Махал в Агре.

      В городе Агра находится множество интересных памятников индо-персидско-арабского искусства. Самый значительный из них - знаменитый мавзолей Тадж Махал, полное описание которого заняло бы не один том. Строительство монумента началось в 1631-м году императором Шах Жеханом в качестве могилы одной из его жен. Император так переживал ее кончину, что решил построить памятник неописуемой, невиданной доселе красоты. Он объявил конкурс, участие в котором приняли архитекторы всех стран Востока. Из самых дальних стран были привезены редчайшие драгоценные камни. На это строительство было затрачено 60 миллионов ****, причем труд строителей не оплачивался. В любой день в течение двадцати двух дет двадцать тысяч работников выходили на строительство мавзолея, если верить сведениям города Таверниер. Вряд ли на такую сумму возможно было бы построить подобный монумент в Европе.
      Сооружение это, красоту которого невозможно передать словами, выстроено из белого мрамора. Оно находится в центре большой платформы - мраморного пьедестала со стороной - 100 и высотой - 5 метров. По углам платформы возвышается четыре минарета; подножие ее омывается водами реки; вокруг монумента зеленеет роскошный сад. Сад окрежен зубчатой стеной; войти в него можно черз монументальные ворота, выполненные в персидском стиле.
      Тадж Махал поражает своими размерами. Вершина его купола возвышается над землей на восемьдесят метров. Вход образован четырьмя двадцатиметровыми порталами. В центре здания находится могила дорогой супруги Шах Жехана и могила самого императора.
      Все путешественники смотрят на этот восхитительный памятник как на одно из чудес света. Вот что пишет о нем один неизвестный автор, заметку которого я обнаружил в «Журнале чудес»(Magasin pittoresque):

‘ Все покрыто мрамором, отполированным так хорошо, что дневной свет, отражаясь от него, слепит глаза. Бледный светоч Луны позволяет лучше рассмотреть это недвижное чудо. Мраморные грани его обработаны чрезвычайно тонко - из мрамора вырезаны цветы, листья, розетки, своеобразные арабески; монумент украшают стройные колонны, ажурные галереи, настоящие кружева из алебастра, великолепные, красочные, тщательно подобранные мозаики, надписи, выполненные в черном мраморе, - все, чего достигло искусство, щедро представлено здесь, в этом сказочном месте.
Две беломраморные гробницы украшены искусно выполненными надписями и элегантными орнаментами. Прекрасны мозаичные цветы, окаймляющие лепнину от основания до самого верха. Каждый цветок составлен из сотен мелких полированных камушков, подобранных самым тщательным образом. Здесь присутствует и лазурит, и агат, и сердолик, и яшма кровавого цвета, и разные виды кварца, и золотисто- желтый мрамор, и другие минералы. Весь зал и соседние помещения по периметру украшены панно, высеченными из белого мрамора. Высота его составляет 1.3 метра. Панно окаймляет мозаичный орнамент с изображением цветов и ваз с цветами. Такие же панно украшают нижние части сводов, образующих порталы входов. Кроме того, порталы эти декорированы арабскими надписями, выполненными в черном мраморе.’

     Эта заметка сопровождалась рисунком, сделанным по индийской миниатюре с точностью, почти фотографической.
     Этот дворец - один из немногих мусульманских памятников, избежавший участи быть разрушенным англичанами. Спасла его чистая случайность. Английский губернатор, лорд Бентинк (Bentinck) предлагал сделать монумент источником дохода, разобрав его и пустив в продажу материалы. Речь шла об одном из самых замечательных творений рук человеческих во всем мире, о сооружении, ради которого люди из разных стран отправлялись в далекое путешествие в Индию. Но нравы торгашей глухи к красоте. Миром правит капитал, и не удивительно, если настанет час, когда Венера Милосская будет продана на строительный раствор.

Моти Мусжид, или мечеть жемчужины, в Агре.

      Среди замечательных памятников Агры я отметил бы еще Моти Мусжид (Modi Musjid), выстроенную в стиле эпохи Шах Жеханов. Она была построена этим владыкой в 1656-м году. Епископ Геберт (Hebert), посетив мечеть, сказал, что был уязвлен тем, что архитекторы его религии не создали ничего, подобного этому храма Аллаха.

Жумма Мусжид в Дели.

      В Дели сохранилось много памятников магометанского искусства эпохи монголов; некоторые из них мы перечислим здесь. Прежде всего, это Жумма Мусжид, или большая мечеть,построенная в 1060-м году Хежира (1650). Этот великолепный монумент расположен на вершине огромной эспланады. На нее ведет гигантская лестница, завершающая монументальными воротами, выполненными в персидском стиле. Мечеть выстроена из красного песчаника; фасад ее выложен искусно подобранными плитами из черного и белого мрамора. Как и в других монументах, здесь можно увидеть элементы, относящиеся к индусскому, арабскому и персидскому стилям. Наша гравюра дает достаточно полное представление об общем виде мечети.

Дворец великих Моголов в Дели, или форт Шах Жехана.

     Этот дворец был построен Шах Жеханом в 1058-м году Хежира (1648). Он считался самым красивым из существующих дворцов в Индии и Персии. Мозаики залов некогда представляли настоящие ювелирные шедевры.
     Варвары, неоднократно грабившие Дели, пощадили дворец, один из богатейших в мире. Англичане же разрушили все, что могли. Из материалов, взятых во дворце, они выстроили казармы. Сохранились лишь залы, - оштукатурив стены англичане превратили их в конюшни и спальни для солдат. Такая дикость, которая заставила бы покраснеть даже самого грубого из дикарей, вызвала такой взрыв народного негодования, что новые хозяева Индии вынуждены были подчиниться требованию хоть в какой-то степени загладить следы своего варварства. Однако восстановить прекрасную мозаику и тончайшей работы орнаменты в их первоначальном виде было не легко. То, что удалось сохранить, позволяет нам представить, каким был дворец до разрушения. Читатель может судить об этом по приводимой здесь репродукции, где изображен один из залов.

‘ Внутреннее убранство дворца, - пишет господин Руселет, - поражает своим богатством: арки, колонны, бордюры сводов украшены великолепными арабесками; они выполнены посредством вкрапления в мрамор различных камушков. Солнечные лучи, проникая через аркады, играют на очаровательных мозаиках; и вся эта гирлянда цветов из лазурита, оникса, сардоника и тысяч других драгоценных камней кажется ожившей.’

     В лучшие времена этот чудесный дворец посетили два француза: врач Берние и ювелир Таверние. Они опубликовали свои впечатления в 1670-м году и в1677-м, что позволяет нам узнать больше деталей о богатстве дворца. Ювелир получил разрешение на изучение и описание всех драгоценных камней великих Моголов. Он опубликовал книгу о результатах своей работы, сделав к ней соответствующие рисунки. Во дворце было семь тронов, украшенных алмазами. Наиболее значительный из них был оценен ювелиром в 160.5 миллионов франков.
     Перечисленные документы, а также описания, оставленные другими авторами, позволяют нам получить представления о том, каким был дворец владык Индии в эпоху, примерно соответствующую времени правления Людовика XIII. Путешественник, приближаясь к Дели, еще издали замечал лес куполов и минаретов, выделявшихся на фоне синего неба. Войдя в город, он оказывался среди сотен дворцов и прочих сооружений, сказочно красивых и своей формой, и декорацией из эмалей всевозможных оттенков, - нужно быть художником, чтобы описать все это великолепие. Чтобы увидеть владельца этих чудес, нужно было знать время, в которое государь посещал мечеть. В ожидании же этого часа можно было осмотреть сад. Там, в тени кустов жасмина, апельсиновых и лимонных деревьев, среди благоухающих цветов, неизвестных в нашей климатической полосе, возвышались беседки, выделанные словно кружево, и украшенные мозаикой; воды бассейнов обрамляли их мраморные своды. Воистину, джину из тысяча и одной ночи не по силам было бы создать подобную красоту. Неожиданно тишину разрывают голоса тысячи кимвая, - они оповещают о приближении императора. Из монументальных ворот дворца вскоре появляется большая группа людей. Это слуги в ярких набедренных повязках, воины в блестящих доспехах, загорелые рабы с серебряными кольцами на лодыжках. Последние несут искусно отделанный паланкин, который закрыт бархатными зонтами. Далее следует кортеж из индусских, персидских и туркменских кавалеристов, чьи стальные турецкие сабли сверкают на солнце, словно пламя, из важных персон и сановников, одетых в костюмы, богато украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Позади кортежа величаво вышагивает огромный слон. Он несет шелковый балдахин, усыпанный алмазами и изумрудами. В балдахине восседает всемогущий император. Толпа падает ниц перед Великим Моголом, живой тенью Бога на земле, причем действительно грозной тенью, абсолютным властителем пятнадцати королевств: Агры, Дели, Кабула, Лахера, Гузерата, Малвата, Бенгалии и Аимира, истинным монархом индийской империи. Придворные машут веерами из павлиньих перьев, вставленных в длинные гравированные футляры, украшенные инкрустацией из драгоценных камней. Лучистое солнце щедро сыплет с небес свой золотой дождь, придавая всему этому азиатскому великолепию ослепительное сияние и неповторимую игру цвета.

Hosted by uCoz