Глава IV. Арабы в Египте.

§1.Египет к времени вторжения арабов.

     Тема арабского присутствия в Египте очень интересна. В Египте арабы находились дольше, чем в других странах; здесь они создали сильнейшую империю, и нигде влияние их не было столь значительным. Не удивительно, что потомки древних египтян, сумевшие оказать сопротивление греческому и римскому влиянию, приняли цивилизацию, религию и язык завоевателей и полностью ассимилировались с арабами. Если в Персии и в Индии арабская цивилизация смешалась с цивилизацией первоначальной, не уничтожая ее, то в Египте как античная цивилизация фараонов, так и более поздние цивилизации греков и римлян, существовавшие в некоторых городах, совершенно исчезли, уступив место новой цивилизации, созданной последователями пророка.
     Исследование архитектуры Египта арабского периода показывает, насколько полным было это вытеснение. Арабы не заимствовали ничего из египетской архитектуры, хотя к моменту их появления в Египте было множество монументальных сооружений.
     Большой интерес представляет изучение арабского присутствия в Египте с точки зрения этнографии. Как мы уже говорили в одной из предыдущих глав, результатом смешения арабов и египтян не стало появление новой расы. Став арабами по языку, религии, по всем элементам цивилизации, египтяне все же не стали арабами по крови. Необычайное сходство между современниками феллахами берегов Нила и изображениями их предков на памятников времен фараонов доказывает, что кровь старинной расы сохранила всю свою силу.
     Прибыв в Египет, арабы обнаружили, что все условия жизни здесь сильно отличаются от тех, к которым они привыкли в Аравии и Сирии. И цивилизация, и население, и климат, и сама земля, - все для них здесь было новым.
     Чтобы понять, почему арабам удалось так быстро завоевать Египет, надо заглянуть в историю этой страны, рассмотреть ее отличительные особенности.
     Согласно доказательствам современной науки возраст некоторых монументов, находящихся на территории Египта, достигает семи - восьми тысяч лет. Следовательно, египетский народ очень давно обладал уже высоко развитой цивилизацией. Как она возникла - остается тайной, ясно лишь, что это древнейшая из цивилизаций, которые когда-либо процветали на берегах Средиземного моря. Цивилизация эта существовала на берегах Нила задолго до прихода греков, внедривших здесь свою веру и свое искусство.
     При поверхностном знакомстве с современными научными исследованиями по древнему Египту может показаться, что жизнь в этой стране не изменялась веками. Однако при более внимательном изучении памятников различных эпох можно увидеть, что и цивилизация египтян, хотя и очень медленно, но все же претерпевала эволюцию. Когда созерцаешь египетские храмы, над которыми не властно время, с их гигантскими пилонами, пирамиды, мумии, создается впечатление, что находишься во владениях вечности и постоянства. К тому же и социальные институты Египта весьма консервативны; всякие преобразования запрещены.
     Понятно, что народ, обладающий подобной цивилизацией, не должен легко поддаваться чужеродному влиянию. Завоеватели менялись, Египет оставался неизменным, наблюдая приход и уход новых хозяев. Страна была захвачена и греками, и римлянами, но цивилизация в ней оставалась прежней. Завоеватели сами отказались от навязывания египтянам своей культуры. Монументы, строительство которых было начато еще до захвата Египта и завершено уже при Птоломее и Цезаре, причем завершено в первоначальном стиле, доказывает насколько живой оставалась старая цивилизация на протяжении веков.
     Когда арабы вышли на мировую арену, Египет уже много столетий являлся добычей разных завоевателей. В 332-м году до нашей эры он был захвачен Александром, который прогнал персов и основал город Александрию. В 306-м году до нашей эры королем Египта был объявлен один из генералов - завоевателей Птоломей Сотер. Основанная им династия просуществовала 274 года. Последней ее представительницей была знаменитая царица Клеопатра. В 30-м году до нашей эры после поражения Клеопатры и Антония Октавом в сражении Актиума Египет стал римской провинцией. После смерти Теодоса в 395-м году и распада римской империи Египет стал частью империи Востока и оставался ею до 640-го года, до эпохи арабских завоеваний.
     При Птоломеях Египет оставался процветающей страной, причем все старые традиции были сохранены. Александрия стала крупнейшим интеллектуальным и коммерческим центром. Архитекторы создавали величественные монументы в стиле фараонов. Некоторые из них существуют и поныне, например острова Филае (Philae). Это подтверждает, что все завоеватели Египта принимали его культуру. Вне греко-римских городов, таких как Александрия, чужеземное влияние очень слабо.
     В 389-м году, когда христианство стало официальной религией Константинополя, император Теодос приказал уничтожить все храмы и статуи древних богов Египта, а также все, что могло напомнить о них. В монументах, построенных слишком прочно, чтобы их можно было разрушить, были разбиты все статуи и стерты все надписи. До сих пор многочисленные руины еще напоминают об этом чудовищном преступлении. Это был один из самых печальных актов вандализма, известных истории. Справедливости ради приходится признать, что первым, что сделали проводники новой религии, было разрушение монументов, почитаемых всеми завоевателями в течение пяти тысяч лет.
     Результатом катастрофы явилось исчезновением египетской цивилизации. Наука иероглифов была предана забвению, и лишь в наши дни был найден ключ к пониманию древних текстов. Начался упадок Египта, продолжавшийся вплоть до прихода арабов.
     Во время попытки завоевания Египта лейтенантом второго преемника Мухаммеда владыкой страны был император Константинополя Гераклиус. Христианство переживало тогда трудные времена: многочисленные враждующие между собой секты буквально кишели кишмя, и Египет стал полем их битвы.
     Обескровленная постоянными религиозными распрями, ограбленная бесконечными поборами, страна изнывала под игом завоевателей и была готова встретить как освободителей тех, кто вырвет ее из рук владык Константинополя. Эта роль была уготована арабам.
     В таком состоянии находился Египет к моменту появления на сцене истории последователей пророка. Рассмотрим теперь подробнее некоторые особенности этой древней земли, - земли, расположенной на берегах Нила, где жизнь тысячелетиями казалась застывшей.
     Как известно, Египет расположен в узкой долине, которая возникла в пустыне благодаря водам Нила. От первого водопада, находящегося на границе Нубии, до морского побережья эта полоса имеет длину двести лье, если измерять напрямую, и более трехсот лье, если следовать всем изгибам реки. Узкая в верхней своей части, - всего пять километров шириной, долина эта к середине достигает уже ширины в 20-25 километров и еще сильнее расширяется при приближении к устью Нила. Здесь река раздваивается наподобие буквы ‘V’. Долина, находящаяся между этими двумя рукавами, называется дельтой реки, так как она имеет треугольную форму, или греческой буквы ‘дельта’. Основание этого треугольника, (то есть его сторона, граничащая с морем) равна приблизительно шестьдесят лье, высота же его составляет около сорока лье.
     Наносная земля Египта исключительно плодородна; она нуждается только лишь в орошении, да и эту задачу решает здесь сама природа, - с помощью разлива вод Нила. Территории, до которых воды реки не доходят, орошают при помощи ирригационных систем, построенных, по всей видимости, еще во времена фараонов.
     Плодородие этих земель позволяет получать по три урожая в год, причем почти без всякой дополнительной обработки. Нередко перед посевом вообще не проводится никакой подготовки почвы. Урожай при этом получается много обильнее, чем где -*****. Если в наших французских провинциях получают четырех-десяти кратный урожай пшеницы, то здесь - пятнадцатикратный.*

*По сведениям, полученным мною в верховьях Нила у торговцев, земля дает в среднем 12%****. Однако низкие цены на злаковые культуры делают невыгодным их поставку в Англию. К тому же транспортные расходы подчас составляют 30 и более процентов от стоимости транспортировки. При столь жарком климате египтяне не нуждаются в теплой одежде, капитальных жилищах и обильной пище.**

**В верхнем Египте дождей почти не бывает, и температура воздуха даже зимой очень высока. В ноябре и декабре 1882-го года я ежедневно измеряя температуру воздуха в полдень между Сиутом (Siout) и Тебесом (Thebes). В тени минимальная температура составила 19.4, максимальная -27.3. Такой климат сильно облегчает жизнь.***

     Жизнь египтян была довольно легкой, по крайней мере , до тех пор, пока турки, а позднее европейцы не обрушились на феллахов. Вначале завоеватели оставляли крестьянам часть урожая - тот минимум, который позволял им не умереть с голоду, затем начали отбирать и его; сегодня большинство крестьян питается лишь зеленью. Такова их плата за пользование благами цивилизации, а именно - за то, что они знают: где-то очень, очень далеко есть большой город, называемый Кипром, и там есть красивые улицы и очень богатые люди. Люди, испокон веков населявшие берега Нила, необычайно кротки и покорны судьбе; однако, и они оказались способными на вооруженные выступления против иностранцев. По вине последних феллахи вынуждены трудиться день и ночь, обогащая турецких и европейских финансовых спекулянтов, которым неведомо понятие «честность». Индусы, впавшие благодаря новым хозяевам Индии в самую черную нищету, говорят, что в современном цивилизованном мире искусство эксплуатации порабощенных народов развито до такой степени, какой позавидовали бы самые жестокие тираны старых времен.
     Рацион феллахов состоит из нескольких лепешек, изготовленных из муки и воды, и нескольких фруктов и овощей. Дом его - это жалкая лачуга, построенная из смешанной с соломой речной тины. Вся его одежда состоит из длинной белой рубашки. Детская одежда еще проще - до 14-15-ти лет дети в Египте ходят голыми. Нередко можно увидеть и взрослого полуголого человека - особенно в верхнем Египте, - на границе с Нубией мне как-то попались на глаза пахари, единственной одеждой которых был матерчатый пояс шириной в несколько сантиметров. В наши дни, когда жизнь так сильно подорожала, египетский крестьянин в год расходует на все нужды, в том числе и на одежду, от 70 до 120-ти франков. В редкий день он позволяет себе потратить более пятидесяти сантимов. В Ауксоре мой гид Ахмет уверял меня, что его семья ( он сам, жена и четверо детей) живет достаточно хорошо при годовом доходе в 400 франков.
     Земля в Египте обрабатывается и используется точно так же, как и во времена фараонов и, по-видимому, никаких изменений здесь пока не предвидится. Воды Нила и солнечные лучи заменяют здесь все новейшие достижения агротехники.
     Единственное, что можно и нужно улучшить здесь - это использование речной воды в сельском хозяйстве. С помощью продуманной системы орошения можно отнять у пустыни и превратить в плодородные еще немало земель.
     Ясно, что столь щедрая природа Египта не могла не произвести очень сильного впечатления на народы, пришедшие сюда из засушливых пустынь Аравии. О том, как завоеватели оценивали свое приобретение, можно судить по двум письмам, которыми обменялись Омар и его лейтенант Амру:

      «Хашор Омар, преемник Абубекра, Амру, его лейтенанту и Амру, я желаю, чтобы ты тотчас по получении моего послания так точно обрисовал мне картину Египта, что я смог бы представить эту прекрасную страну, словно увиденную собственными глазами. Салют.»

Ответ от Амру:

«О владыка всех верующих! Представь себе засушливую пустыню и великолепную равнину между двумя горами, - одна из этих гор словно песчаный бархан, другая же - словно живот поджарой лошади или спина верблюда.
     Таков Египет : все его богатства от Изоара до Манша (от Ассуана до границ Газа) происходят от благословенной реки, которая величественно несет свои воды через всю страну; подъемы и спады уровня воды в ней столь же регулярны, как движение солнца.
     В назначенный срок все источники Вселенной стекаются сюда, чтобы заплатить дань королю рек. Вода прибывает настолько, что Нил выходит из своего ложа и орошает землю, покрывая ее своей плодородной тиной.
     Из одной деревни в другую можно добраться лишь на легкой лодке; и не счесть числа этих лодок, как не счесть всех листьев на пальме.
     Через какое-то время покорная река вновь возвращается в свое русло, чтобы вновь собирать сокровища, спрятанные в недрах земли. Народ, защищенный самим небом, но, подобно пчелам, работающий без устали на благо других, засевает благодатную почву. Теперь лишь от воли Бога зависит, разовьется ли из любого семени росток, вырастет ли стебель, образуется ли колос, падет ли на землю живительная влага росы и дождя и напоит ли ее своим питательным соком, будет ли урожай богатым или пропадет совсем.
     За обильным урожаем вдруг следует неурожай. Это так, о владыка верующих, Египет представляет одну за другой то картину бесплодной песчаной пустыни, то серебристой от росы равнины, то болота, покрытого черной густой тиной, то прерий, чей зеленый покров колышется от ветра, то цветочной поляны, пестрящей самыми разными красками, то бескрайней желтеющей нивой. Да благословенно будь имя Создателя всех этих чудес!
Для процветания Египта и счастья его народа должны быть выполнены три условия: во-первых, никоим образом нельзя увеличивать размер налогов; во-вторых, одна треть всех доходов должна использоваться для расширения строительства каналов, плотин и мостов; и в-третьих, необходимо поднять только лишь натуральный налог на фрукты, которые в изобилии родит здесь земля. Салют.»

      Реке народ Египта обязан всем своим богатством, но река же иногда обрекает его на нищету. Когда во времена разлива Нила вода не достигает определенной высоты, в стране наступает жестокий голод. Случается, что засуха свирепствует несколько лет подряд, и тогда земледельцы, не имеющие никаких других ресурсов, обречены на голодную смерть. Арабские историки сохранили для нас рассказ о страшном голоде, охватившем Египет в 462-ой год Хежира (1069), во времена правления арабов. Разлив Нила был недостаточным в течение пяти лет, импорт зерна был невозможен из-за различных военных конфликтов. Голод был страшным; продукты стоили невообразимо дорого: одно яйцо можно было купить за пятнадцать франков, кошку - за 45 франков. Было съедено десять тысяч лошадей и верблюдов халифа. Визирь однажды отправился в мечеть верхом на муле. Его сбросили с седла, а мула съели тут же на его глазах; преступников казнили, а их трупы также были съедены. Голод был столь сильным, что людоедство стало постоянным, - женщине или ребенку нельзя было выйти из дома, они рисковали быть тут же схваченными и безжалостно съеденными. Одну женщину чуть было не съели заживо, она чудом осталась в живых, и еще много лет на нее смотрели, как на диковину.

Hosted by uCoz