ГлаваIII.Арабы в Персии и в Индии.

§1.Арабы в Персии.

Наследие, оставленное арабами в разных странах, некогда занимаемых ими, различно. Поэтому различны и подходы к изучению арабской цивилизации путем исследования научных и литературных трудов, образцов промышленной и художественной продукции. Мы убедимся в этом в следующих главах нашей книги. К примеру, говоря о Сирии, мы выбрали главным объектом исследования старинные скульптуры; говоря о Багдаде, где скульптурных памятников почти нет, мы подвергли детальному рассмотрению политическую организацию, финансы, управление и т.п. Эти материалы, дополняя друг друга, позволяют нам с разных точек зрения взглянуть на эпоху, портрет которой мы хотим нарисовать.
     К сожалению, имеется очень мало сведений относительно эпохи арабского правления в некоторых странах, особенно в Персии. Мы вынуждены ограничиться здесь лишь общими замечаниями. Их, впрочем, достаточно для того, чтобы показать, что взаимное влияние арабской и персидской культур было очень сильным.
     Придя в Персию и свергнув правящую там династию Сасанидов, арабы оказались в центре могучей цивилизации. Многое из нее, особенно в области искусства, было вскоре принято арабской культурой.
     Завоевание Персии, как и завоевание Сирии, относится к начальному периоду распространения ислама. Исфахам был завоеван в 645-м году, во времена халифа Омара. Три века оставался он правителем халифов Востока, и история его несколько схожа с историей Багдада. Потом он попал под правление так называемых непримерных династий, на смену которым пришли турки Селдмусиды. Монголы, вытеснившие их в тринадцатом веке, в свою очередь, вынуждены были уступить власть туркменам в 1403-м году.
     В результате этих последовательных захватов все старинные памятники, созданные как в эпоху Сасанидов, так и в эпоху арабского правления, были уничтожены. Все богатства Исфахана исчезли. То, что мы видим здесь сегодня, относится ко временам великого шаха Аббаса, персидского принца, сделавшего Исфахан столицей Персии в 998-м году Хежира (1589) и отвоевавшего у турков большую часть Персии. В течение веков казалось, что страна вернулась во времена своего былого процветания. В 1739-м году была одержана победа над великим монголом Индии, и к Персии перешло множество западных индийских провинций. Однако стране все же суждено было прийти к анархии и упадку. Расположенная ныне между Россией, стремится расширить свои владения в сторону Индии, и Англией, противоречащей ей, Персия служит полем битвы между этими двумя соперниками, и должна, попасть в руки более сильного. Видимо, роль центра, ратующая за мировое господство, фатально уготована Персии самой судьбой - так было в прошлом, так, похоже, будет и в дальнейшем.
      Влияние арабов на персов появилось в том, что последние приняли их религию и их язык. Хотя арабский и не стал основным языком в Персии, он все же очень распространен там - играет ту же роль, что латынь в Европе во времена средневековья. Персы изучали технологию, историю и другие науки по трудам арабских ученых.
      Остатки памятников архитектуры и скульптуры арабского периода в Персии слишком немногочисленны, чтобы делать выводы о взаимном влиянии двух культур. Нам неизвестно, что представляла собой архитектура персов до ислама, и какой она была в арабский период. Старинные монументы, которые исследовали разные ученые, разрушены так сильно, что невозможно определить, как они выглядели раньше. Ясно лишь, что во времена Сасанидов это были богатые дворцы (что подтверждают и сведения историков), украшенные куполами, покрытые эмалевыми плитами. Мы уже говорили о том, что в начале своих завоеваний арабы перенимали, лишь немного совершенствуя, архитектуру завоеванных народов. Среди монументов, относящихся к первым временам ислама, можно выделить те, в архитектуре которых заметно влияние персов. Это, прежде всего, выражается в декорации деталей, с использованием эмалированного фаянса, заимствованного арабами у персидских художников. Общая форма ансамблей вначале (по крайней мере, в Сирии и в Египте) была заимствована из византийской архитектуры. Позднее, арабская культура сама начала оказывать влияние на персов; последние переняли у арабов формы соборов, орнаменты и некоторые мотивы декораций, в частности, надписи. В главах, посвященных искусству арабов, мы рассмотрим эти вопросы более подробно.
      В настоящее время в Персии лишь очень немногочисленные руины некогда величественных монументов напоминают нам об эпохе первых халифов. Одним из таких памятников являются руины мечети Хамидан. Некоторые из развалин Мемеды, возможно, относятся к этой же эпохе. Как сказал господин Хаников, "здесь мы видим тесное сплетение элементов арабской и персидской архитектуры." Аркада, конические минареты с галереями, расположенными вблизи долины, фаянсовые украшения - персидские; буквы же, используемые для орнаментации, легкая колоннада, колонны - сталактиты - арабские.
      Насколько можно судить по дошедшим до нас фрагментам, сходство между монументами - современных халифов в Персии и теми, которые были позднее построены Аббасом в Исфахане, очевидно. Это говорит о том, что арабы придерживались старых традиций в архитектуре. В одной из последующих глав мы внимательнее рассмотрим наиболее значительные творения арабских зодчих и увидим, как совершенствуется со временем их искусство, особенно в части общей формы сооружений. Соборы, построенные арабами, вначале имели низкие своды, затем - форму полусферы, и окончательно, за счет сильного сужения основания, - характерную шишкообразную форму.
      Как бы то ни было, персидский стиль имеет и свою самобытность. Его характеризуют конические минареты, монументальные стрельчатые двери, орнаментация стен фаянсовыми плитами с цветными рисунками; встречая эти элементы в архитектурных памятниках Индии, мы без восклицания рассматриваем их как доказательство персидкого влияния.
      Монголы, свергнув династию арабов, приняли религию и цивилизацию побежденных; однако и в Персии, и в Индии используя индусскую и персидскую архитектуру, они смешали различные стили. Вскоре мы убедимся в этом. Руины Самарканда, завоеванного Тамерланом в 1404-м году, показывают, что персидские мотивы в архитектуре того времени были преобладающими. В Индии же влияние арабов было более ощутимым. Считается, что монголы не принесли в архитектуру ничего нового. Однако, их стиль, впитавший в себя стили разных народов, имеет и свои характерные особенности. Наши гравюры - лучшее тому доказательство.

      Если бы нас попросили в двух словах резюмировать все сказанное о влиянии арабов на цивилизацию Персии, мы бы сказали, что оно было большим в религии, в области науки, в языке, но относительно слабым в архитектуре и в обычаях. Персы были далеки от радикальных изменений своей древней цивилизации, от полного приятия цивилизации победителей. В общих словах персидская культура была сохранена.

Hosted by uCoz