Глава II.Арабы в Багдаде.

§1.Цивилизация арабов на Востоке во времена халифатов в Багдаде.

      В истории цивилизации арабов есть два периода наивысшего расцвета ее - это халифат Багдада в Азии и халифат Кордовы в Испании. Эти две империи, имеющие общие традиции, общую религию, общий язык, и развитие, но получившие независимость друг от друга, на протяжении веков развиваясь во многих отношениях. В эпоху, когда вся остальная Европа погрязла в варварстве, эти два небольших города, в которых властвовал ислам, были очагами цивилизации, освещающими мир своим ярким сиянием.
    Период расцвета цивилизации арабов начался сразу же по окончании завоеваний. Активность, которую раньше арабы проявляли в сражениях, была теперь направлена на развитие литературы, науки, промышленности. Прогресс арабов в искусствах мирных был таким же быстрым, как и в военном искусстве.

Мы уже говорили, что Дамаск как столица арабской империи заменил Медину во времена правления халифов-оммиадов. Когда в 132-м году Хежира (740) аббасиды пришли к власти, они решили сменить столицу и основали недалеко от Вавилона на берегу Тигра город Багдад, который вскоре стал самым известным городом на Востоке.

    Как и в Сирии, в Багдаде не найти сейчас памятников эпохи халифов. Но научные и литературные периоды арабов того времени, исторические летописи дают достаточно полное представление об арабской цивилизации девятого века. Здесь, а также в главах, посвященных истории развития наук и искусств, мы остановимся на рассмотрении некоторых важных аспектов арабской цивилизации, о которых не упоминали ранее.
    Багдад достиг своего наивысшего расцвета и стал самым знаменитым среди городов Востока в года правления Харун-аль-Рашида, знаменитого героя тысяча и одной ночи (786-809), и его сына, Ель-Мамуна (813-833). Имя Харуна было известно в самых отдаленных уголках земли. В его дворе были послы из Татарии (Монголия), Индии, Китая. Могущественный император Карл Великий (Chailemagne), владыка Запада от Атлантики до Эльбы, снарядил своих послов, чтобы передать Харуну свои пожелания и настойчивую просьбу оказать ему поддержку в паломничестве в Иерусалим. Харун согласился оказать императору помощь, о которой тот просил, и отправил послов обратно с великолепными подарками. Среди них был и богато наряженный слон, - доселе неизвестное в Европе животное; а также жемчуга, украшения, слоновую кость, ладан, шелковые ткани и даже часы, которые не только указывали время, но и издавали музыкальный звон. Этот инструмент вызвал у Карла и половина варварского окружения его величайшее восхищение. Однако никто при дворе не смог понять устройство часового механизма.
    Взойдя на трон в возрасте двадцати трех лет, Харун-аль-Рашид вскоре занялся устройством всей своей громадной империи. Регулярная система коммуникаций связала все части государства: находящиеся всегда наготове лошади позволяли курьерам быстро преодолевать большие расстояния; была организована служба почтовых голубей. Она действовала очень четко, и по сей день связь между некоторыми городами поддерживается с помощью голубиной почты. Организация почтовой связи, как и сегодня в Европе, была тогда одной из главных задач государства. В любой провинции был правитель, подчиняющийся центральной власти. В самых отдаленных провинциях, таких как северная Африка, эти правители были наследственными вице-королями. Независимость их от халифов была очень слабой, и впоследствии они добились полной независимости.
    Управление доходами государства велась очень аккуратно. Ресурсы империи складывались, в основном, из подушной подати, земельного налога, налога на недвижимость, из таможенных пошлин, налога на невозделанные земли и доходов от эксплуатации шахт. По сведениям арабских летописцев суммарный годовой доход халифата составлял до двухсот миллионов франков. Для того времени это была огромная сумма.
    Получение доходов контролировалось комиссией, называемой диваном.

"Диван взимания налогов,- говорит Ибн-Халдун,- был образован для того, чтобы контролировать поступление доходов в казну, охранять права правителя, балансировать приход и расход, проводить переписи населения, соответствовать размеру расходов на содержание и жалованье. В комиссию входили очень искусные расчетчики, называемые писцами дивана. Название диван закрепилось и за зданием, в котором собиралась комиссия."

    Управление империей осуществлялось четырьмя отделами - аналогами современных министерств. Это были: военная администрация, налоговая администрация (она составляла перечень налогов), кадровая администрация (она подбирала сборщиков налогов) и администрация контроля доходов и расходов.
    Все решения халифа регистрировались и сдавались в архив, чтобы к ним могли обращаться за справками преемники.
    Рычаги управления этим огромным механизмом были сосредоточены в руках визиря (должность, аналогичная нашему премьер-министру), и большинство халифов было освобождено от государственных забот.
    Городская полиция была организована с такой же тщательностью, что и почта, и финансы. Все купцы были объединены в союз, обязанный следить за торговыми сделками и пресекать махинации.
    Хорошее состояние финансов в годы правления халифов-аббасидов позволило им осуществить немало общественно полезных работ. Было построено много дорог. Возводились караван-сараи, мечети, больницы и школы. Особенно активно строительные работы велись в Багдаде, Басре, Мосуле и некоторых других городах.
    Развивались и сельское хозяйство, и промышленнсть. Вина Шерада и Исфахана снискали широкую известность и экспортировались во многие страны.
    В Мосуле, Аляпе и Дамаске были построены фабрики по выпуску тонких тканей. Методично разрабатывались соляные и серные шахты, месторождения гранита, железа, свинца и т.п.
    На широкую основу было поставлено народное образование. Со всех стран приглашались известные педагоги. Наибольшее развитие получила астрономия. Арабские астрономы решали такие проблемы, изучением которых европейцы занимаются только сейчас, например измерение дуги меридиана. Были переведены и изучались во всех школах трактаты греческих и арабских авторов, в первую очередь философские и математические трактаты. Изучение античного мира стало всеобщим; в Европе оно приняло такие масштабы лишь несколько веков спустя.
    Арабы со всем жаром принялись за новое для них дело - образование. Везде росло число публичных библиотек, школ, лабораторий; во многих областях науки были сделаны крупные открытия.
    Все вышесказанное показывает, что за очень небольшой отрезок времени, прошедший с момента окончания завоеваний, арабы достигли очень высокого уровня культуры. Ни астрономия, ни архитектура, ни геология, ни наука об управлении, которая не менее сложна, чем остальные, ни какая любая другая наука не может возникнуть сама по себе. Арабы лишь продолжили развитие цивилизации, существовавшей до них. Однако во многих областях - в науках, в искусстве, в практике управления они не только использовали достижения греко-латинской цивилизации, но и способствовали дальнейшему ее развитию. В то же время византийцы, чье наследие получило столь блестящий расцвет в эпоху правления арабов, сами не смогли воспользоваться его плодами, что и привело их культуру к упадку.
    Тяга к знаниям у арабов была столь велика, что халифы Багдада всеми средствами стремились собрать у себя знаменитейших ученых и художников всего мира. Один из халифов даже объявил войну императору Константинополя, чтобы обязать его разрешить одному из выдающихся математиков поехать в Багдад для преподавания. Из всех стран стекались в этот большой город ученые, художники, писатели, исповедовавшие разные религии. Багдад превратился в настоящий интеллектуальный центр всего мира. Эль Мамун, сын Харуна, "смотрел на ученых, - говорит Абулфарадж,- как на избранников божьих, чьим предназначением было совершенствование разума: это факелы, освещающие дорогу человечеству, без них мир погрузится в первоначальное варварство."
    В таком окружении двор халифов Багдада оказался впервые в мире. Это было время наивысшего расцвета империи. Мы можем представить себе всю восточную роскошь Багдада по описанию, оставленному арабским историком Абульфеда. Вот что говорит он о приеме, оказанном халифом аббасидом греческому послу в 305-м году Хежира:

    "Все войско халифа было вооружено; пехота и кавалерия составляли единый корпус из шестнадцати тысяч людей. Возле главнокомандующего выстроились высокие чины. Они были в блестящих одеждах, портупеи их сверкали золотом и драгоценными камнями. За ними расположились семь тысяч евнухов, из которых четыре тысячи были белыми, позади них - семьсот человек охраны. По Тигру плавали богато разукрашенные шлюпки и Гондолы, демонстрировавшие вымпелы. Роскошь царила и внутри дворца. Стены его были украшены тридцати восемью тысячами гобеленов (12500 из них были выполнены из шелка и вышиты золотом) и двадцати двумя тысячами ковров. Халиф содержал сто львов, и за каждым из них была закреплена охрана. Среди множества чудесных вещей, имевшихся во дворце, нельзя не упомянуть о дереве, сделанном из золота и серебра. Оно имело восемнадцать ветвей; на них, словно живые, сидели всевозможные птицы. И птицы, и листья дерева были выполнены из драгоценных металлов. Дерево выглядело настоящим; птицы пели. Перед деревом находился трон халифа - к нему визирь и подвел посла."

    Военное могущество халифов Багдада соответствовало величию их империи. О том, каким авторитетом пользовалась арбская империя в мире, говорит следующий факт. Император Константинополя, наследник мощных некогда греческой и римской цивилизаций, вынужден был платить арабам дань. Стремление уклониться от уплаты дани было напрасным. Нисефор (Nicephore), преемник императрицы Ирэн (Irene), отправил было письмо халифу Харун-аль-Рашиду, в котором сообщал, что отказывается от уплаты дани. Ответ халифа был краток и энергичен, но в нем чувствовалось то презрение, которое внушал этот слабый потомок греков и римлян:

"Во имя Аллаха, милостивого и милосердного, Харун-аль-Рашид, командор верующих, Нисефору, римской собаке: Я прочел твое письмо, сын неверного, ты не услышишь моего ответа, ты увидишь его."

    'Римская собака' и в самом деле увидела ответ халифа - Харун опустошил провинции, подчиненные Нисефору. Христианский император Константинополя вынужден был продолжить уплату дани преемникам пророка.

    Эпоха правления Харуна и его сына действительно представляли собой кульминацию политического могущества арабов на Востоке. Их империя в Азии граничила с Китаем; в Африке варварские племена были отброшены до Эфиопии, греки были потеснены до Босфора, на западе их владения ограничивал лишь Атлантический океан. Менее, чем за два века мужественные племена, населявшие Аравию и ставшие единым народом благодаря гению Мохаммеда, создали империю, столь же великую, как и Римская, и империя эта была самой цивилизованной и самой грозной во всем мире.

    Однако милитаризованные абсолютные монархии полностью зависит от человека, стоявшего во главе их. Если это гениальная личность, как Харун или его сын, империя процветает, если же страной управляет человек средних способностей, империя стремительно идет к упадку.
    Противостоять распрям, зарождавшимся между арабами разных частей империи, противостоять угрозам со стороны народов, изгнанных, но не уничтоженных арабами могла только гениальная личность: арабы Испании объявили себя независимыми; вот-вот должны были заявить о своей независимости берберы; турки, которые будучи пленными были назначены охранниками халифов, с помощью интриг пытались прибрать власть к своим рукам.
    Династия халифов-аббасидов Багдада окончательно исчезла со сцены истории лишь во втором веке, но к этому времени ее могущество уже давно стало дымом.
    Турки, появившиеся в Багдаде как военопленные или рабы, благодаря своей силе и стройности назначенные телохранителями халифов, закончили (как и мамелюки в Египте) захватом реальной власти, власть же их хозяев осталась лишь формальной.
    Халифы оказались неспособными противостоять всем этим распрям, и империя оказалась поделенной на независимые княжества. Когда же ушел последний из аббасидов, Багдад мог претендовать лишь на титул первого очага науки и литературы Востока.

    Конец династии аббасидов был положен монголами. Это были полудикие кочевые племена, отличавшиеся своей расой от турок. Они населяли обширную равнину в центральной Азии, ограниченную на севере горами, за которыми лежит Сирия, на юге - Китаем, Тибетом и Каспийским морем. Согласно самым свежим этнографическим открытиям, в частности, сделанным нашим ученым другом, профессором Далли, турки, монголы, калмыки и, возможно, тибетцы образуют одну абстрактную группу, называемую многолюдной. Ее представители характеризуются, прежде всего, особой формой лица, бледным, желтым цветом кожи, прямыми волосами и т.п. Схожесть между туркменами и монголами существует и сегодня. В прошлом она, несомненно, была еще сильнее. Рашид-эль-Дин в своей 'Истории монголов', написанной в тринадцатом веке, говорит:"турки и монголы удивительно схожи, и обычаи у них одни, и название было одно." Сегодня трудно признать наличие прямого родства между европейскими турками и монголами. Причиной тому - изменение и тех, и других в результате веками повторяемых скрещиваний с женщинами кавказской расы: грузинками, черкешенками и, особенно, персиянками.

    Монголы завоевали Багдад в 656-м году Хежира (1258). Город был основательно разграблен. Мостасем (Mostasem), последний халиф из Аббасидов по приказу Улагу (Houlagou), вождя завоевателей, был задушен. Все богатства были вывезены, манускрипты сожжены или брошены в воды Тигра. "Запасы, которые жадные до знаний люди смогли собрать в этом городе, были столь велики, что школьные книги, брошенные монголами в Тигр, образовали нагромождение, по которому, как по мосту, мог пройти не только пеший, но и всадник на коне; вода в реке стала черной."Однако даже эти дикие варвары, которые уничтожали памятники, сжигали книги и грабили все, что могли, в конце концов попали под влияние цивилизации побежденных. Монголы Улагу, разграбившие Багдад и убившие последнего из Аббасидов, были до того поражены великолепием цивилизации, столь новой для них, что вскоре стали на ее защиту. В арабских школах монголы цивилизовывались; они приняли религию и культуру арабов, стали прибегать к услугам арабских художников и ученых и защищать их. Вскоре монголами была создана могущественная империя в Индии, хотя, по -существу своему, она была арабской, ибо цивилизация арабов вытеснила предыдущую и сохранилась там до наших дней.
    Багдад восстал из руин. Однако три века спустя он попал под влияние турков, что вновь привело его к полному упадку. Исчезли школы и библиотеки, не стало в городе ученых и художников.

    Благодаря своему географическому положению Багдад сегодня остается еще важным торговым центром, но это уже совсем другой современный город. О временах халифов здесь напоминают лишь несколько руин. Есть здесь и более поздние памятники архитектуры, скорее персидские, нежели арабские, но и они находятся в полуразрушенном состоянии. "Под густой пылью,- говорит господин Фландин,- погребены основания строений, хранящие еще следы Харун-аль-Рашида и Зубайды. То тут, то там, в разных углах базара, на берегу реки, посреди безымянных развалин можно отыскать фрагменты стен, на которых с трудом читаются остатки куфических надписей. Минарет, ровесник руин, несколько осколков порталов, некогда украшенных эмалью, куски цветной мозаики среди разбитых камней, - вот те немногие немые свидетели существования здесь цивилизации, соперничавшей с цивилизацией Византии. Кроме этих, столь редких развалин в пыли Багдада не удается найти ничего, что напоминало бы о его знаменитых халифах."
    Таков Багдад сегодня. Старый город халифов превратился в пыль и растворился в прошлом. Это была столица, которая держалась не только и не столько силой оружия (как, например, Тебес, Вавилон, Мемфис и другие большие города, правившие миром), сколько силой своей цивилизации.

    Чтобы по достоинству оценить эту цивилизацию, нам следует от общих описаний, которыми мы ограничивались до сих пор , перейти к детальному исследованию научных трудов, произведений литературы, предметов промышленного производства и художественного творчества, созданных в эту эпоху. Этим мы займемся в последующих главах, как только завершим обзор истории арабов в разных странах, завоеванных ими. Все, сказанное выше, позволяет утверждать, что, во-первых, арабы сумели создать новую цивилизацию, основанную на культуре персов, грков и римлян; и во-вторых, цивилизация арабов была столь развитой, что даже подчинила себе варваров, пытавшихся сокрушить ее. Сасые разные народы Востока стремились ниспровегнуть власть арабов, но в то же время, все они, не исключая и турков, способствовали распространению арабского влияния. Даже такие старые как мир расы, как египтяне и индусы, приняли и арабский язык, и арабскую культуру и религию арабов.

Hosted by uCoz