§2. Психологические признаки в классификации рас.

    Из вышесказанного следует, что ни язык, ни религия, ни политическое объединение не могут быть взяты за основу для классификации рас. То же можно сказать и про анатомические признаки: форму черепа, цвет кожи, особенности физиономии и т.д.

( Последний из признаков - физиономия до сих пор не принимался во внимание при классификации рас. Мне же кажется, что он имеет исключительно большое значение. К такому выводу я пришел во время своих путешествий по Европе, Азии и Африке. Я обратил внимание на то, с какой легкостью местные жители различают чужестранцев, принадлежащих различным расам. Я попытался показать важность этого метода в своих мемуарах, к которым и отсылаю читателя. Там он, в частности, найдет способы выделения общих физиономических признаков индивидов одной расы.)

Несомненно, они позволяют подразделить человечество на некоторые большие группы, но при этом не дают никакой информации о довольно глубоких различиях между соседствующими народами, например, между различными нациями Европы. Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, существует признак, который, несмотря на пренебрежения современных антропологов, может служить фундаментом классификации рас: я имею в виду признаки интеллекта и морали. Сторонники анатомического подхода, конечно же, не поддерживают эту идею, выдвигая на первый план чисто физические признаки. Что интересно: психологические признаки расы так же устойчивы, как и признаки анатомические. Моральные и интеллектуальные особенности народа сохраняются почти полностью на протяжении всего времени его существования. Как следствие, постоянной остается и роль того или иного народа в мировом развитии. Именно в национальном характере, т.е. в совокупности склонностей, что привносит каждый человек с момента рождения и что определяет его мышление и поведение, и кроются различия социальной жизни народов. Расовые различия в характерах людей объясняют тот факт, что сходные социальные институты у разных народов имеют разные исторические последствия (сравните, например, нищенскую анархию в испанских республиках Америки и процветающие Соединенные Штаты). Дело в том , что такие свойства, как энергичность, смелость, инициативность, способность к предвидению, склонность к лидерству, самообладание и т.д. являются врожденными. Они являются результатом всего предыдущего развития нации, отражают весь опыт, накопленный народом за очень долгое время, и потому никакие общественные институты не могут повлиять на их формирование. Таким образом, причины наших поступков сегодня уходят корнями в далекое прошлое. Хотя моральные и интеллектуальные признаки народа так же устойчивы, как и физические, они, как и последние, могут медленно изменяться под влиянием различных причин. В частности, это уже упомянутые ранее факторы среды, смешений и морали. Так, римлянин времен Хелогавала отличается характером от своих предков; жители США сильно рознятся характерами с англичанами, от которых произошли. У большинства современных наций психологические признаки еще формируются, их нельзя читать окончательно закрепленными. Разделение наций в результате войн порождает весьма различные элементы; смешиваясь в течение непродолжительного времени, они не создают общего сознания. Нетрудно видеть, что многие народы фактически представляют собой неоднородные сообщества. Таковы, например, французы. По нашей земле ходят потомки кимрисов, норманов, кельтов, акитян, роман, и они еще не вполне перемешаны. В одной из предыдущих работ я исследовал то влияние, которое может оказать на судьбу народа проникновение в него чужеродных элементов; особенно элементов с противоположными тенденциями. Я пытался показать, что этим историческая роль нации определяется даже в большей степени, чем политическими институтами. (Последние, как правило, являются следствием, и лишь очень редко - причиной становления национального характера). Не буду больше задерживаться на этой теме. Надеюсь читатель согласится с тем, что зарождающаяся наука о национальной психологии имеет чрезвычайно важное значение.

(Развитие этих идей я намереваюсь продолжить в своих последующих трудах и мемуарах: "Человек и общество, их происхождение и история", т.2, "Современная антропология и изучение рас" (научный обзор), "Из Москвы в горы Татра (исследование образований одной расы)" (бюллетень географического общества)).

    Что же касается арабов, то мы увидим в следующих главах, как

в их национальном характере кроются и причины расцвета, и причины упадка их цивилизации.

Hosted by uCoz