Глава II. Арабы.

§1. Современные научные представления о расе.

    Перед тем, как начать изучение арабской расы, приведем некоторые антропологические понятия.     Все население Земного шара можно подразделить на несколько больших групп, называемых расами. Раньше считалось, что между людьми одной расы различий меньше, чем между животными одного вида. Позднее ученые доказали, что расовые признаки людей подобны видовым признакам, и слово "раса" применительно к человеку является синонимом термина "вид" в биологии.

Будем понимать под расой (видом) скопление индивидов, обладающих множеством общих признаков, регулярно передающихся по наследству.

Для людей, далеких от антропологии, слова "народ" и "раса" - почти синонимы; в действительности же их значения совершенно различны.

Народ - это скопление индивидов, принадлежащих нередко разным расам, но объединенных общим правительством и, как следствие, обладающих некоторыми общими интересами.

Сегодня есть такие народы, как англичане, немцы, австрийцы, французы и т.д., но нет английской, немецкой, австрийской или французской расы. Отдельные индивиды имеют различное происхождение и объединены слишком слабо, чтобы можно было считать их принадлежащими одной расе. Группы индивидов могут объединяться законодательно, исповедывать одну и ту же религию, говорить на одном языке, но это не делает их принадлежащими одной расе. О расе можно говорить лишь тогда, когда влияние среды, скрещиваний и наследственности приводит к возникновению некоторых общих физических и нравственных признаков. Появление этих общих признаков, закрепление наследственности (как и исчезновение наследственных проявлений) требуют достаточно длительного времени. Еще дольше происходит слияние или изменение рас. Нужно, чтобы изменения накапливались постепенно, чтобы веками процесс шел в одном и том же направлении - тогда под влиянием среды и скрещиваний образуются и закрепятся глубокие расовые модификации. Среди факторов, влияющих на расовые признаки, часто называют среду. Еще более мощным фактором является наследственность. Многочисленные исторические примеры показывают, что признаки старой расы устойчивы настолько, что среда бессильна перед ними; эта раса скорее исчезнет, чем изменится. Так, например, сыны Израиля в любой широте сохраняют свой характерный вид; так, обжигающие земли Египта не изменили старых рас, последовательно завоевывавших их и находивших там свои могилы. Среда воздействует через наследственность лишь на новые расы - те, что являются продуктом смешения народов с различными наследственными признаками. Для того, чтобы фактор смешения оказался достаточно действенным, необходимо, чтобы смешение это происходило длительное время и соотношение численностей его участников оставалось примерно постоянным. Если же в меланже наблюдается существенное неравенство пропорций, признаки доминирующей расы одолевают и уничтожают остальные. Так, небольшое число белых, оказавшихся в среде чернокожих, через несколько поколений исчезло бы без следа. Так, исчезли бы признаки народа, побежденного более многочисленным народом-завоевателем. Так, современные греки совсем не похожи на своих предков, чьи скульптурные изображения дошли до наших дней.

( Думаю, я не "перегибаю палку", утверждая, что сегодня в Греции настоящего грека можно встретить лишь в порядке исключения. Я не встречал таковых ни в Афинах, ни в странах ближнего Востока, издавна посещаемых греками из различных частей архипелага. Даже в Музее Афин в интереснейшей коллекции бюстов великих персонажей древности я не увидел ни одного индивида исконно греческого типа. Шлиеман, с которым я путешествовал некоторое время, утверждал, что в Мегаре, Итакии, Лесбосе и других местах, где мне не доводилось бывать, еще встречаются еще встречаются истинные греки, но и там они очень малочисленны.)

Или возьмем, к примеру, судьбу римлян во Франции. Мы - сыновья римлян и по цивилизации, и по языку, но не по крови. То же - и с арабами в Египте. Египтяне, не покорившиеся цивилизациям персов, греков и римлян, отказавшиеся учить язык победителей, быстро приняли цивилизацию арабов, их язык и религию. Более того, Египет стал и остается поныне самой арабской из всех стран, исповедующих веру Мохаммеда. Случаи смешения между египтянами и их завоевателями были столь частыми, что уже во втором или третьем поколении сформировались промежуточные типы, чье происхождение нельзя было четко определить. Превышение числа коренных египтян над числом завоевателей, а также приостановка вторжений привело к почти полному исчезновению влияния арабской крови.

Современный феллах, являясь арабом по языку и религии, на самом деле есть сын Египта времен пирамид.

Hosted by uCoz