§3. Провинции Аравии.

    Внутренняя часть Аравии древним была почти неведома. Лишь несколько слов о ней можно найти у Геродота. Немногочисленные упоминания встречаются в писаниях Страбона и Диодора из Сицилии. Нередко продукты, импортируемые из Индии, ошибочно считались аравийскими. Несколько более полными были представления Птолемея об этой стране: он упоминает о 170 городах "Аравии счастливой", 5 из которых были крупными столицами. Плохо знали Аравию и римляне. Считая, что там производятся пряности, благовония, ткани и драгоценные камни, (которые на самом деле завозились из Индии), они неоднократно пытались завоевать эту страну, но всегда терпели неудачу. Эти властители мира, покорившие все другие нации, оказались бессильными перед ордами кочевников, защищаемых лишь климатом да песками.     Европейцы проникли в Аравию лишь в наши дни. До Ниебюра, посетившего Аравию в 1762 г. представления европейцев об этой стране были весьма расплывчаты: они черпались из старинной арабской географии или из писаний Птолемея. Карты, составленные Ниебюром, были первыми, основанными на научных наблюдениях, (впрочем, он объездил лишь часть Йемена). В течение полувека после Ниебюра Аравия оставалась не исследуемой. Исследования возобновились лишь в 1815 г. Бюркхартом. Он собрал ценнейшие сведения об этой стране, в частности, о двух ее городах: Мекке и Медине. Примерно в это же время были предприняты экспедиции египтян против вахабитов, что стало началом обширной разведки различных частей полуострова. В дальнейшем страну посетили многие путешественники, среди которых были: Валлэн (1845), Бюртон (1852), Палграв (1862). Последний посетил центральную часть Аравии - территорию, которая до него была почти полностью неизвестна.

(Желая пополнить сведения о старинной империи арабов, характеризующие ее с разных аспектов, я попытался осветить вопросы, на которые нигде прежде не находил ответов. Недавно я обратился в министерство народного образования и дирекцию фонда научных экспедиций с предложением снарядить для меня экспедицию в Аравию, чтобы с помощью научных приборов изучить полуостров по всей протяженности, получить фото- и другие документы. Проект был отвергнут. Будучи весьма стесненным в средствах, я был вынужден ограничиться посещением лишь легкодоступных районов.)

    Древние делили Аравию на три части: Аравия каменистая (на северо-западе), Аравия благодатная (на юго-западе) и Аравия пустынная (в центре и на востоке).     Каменистая Аравия простирается от Палестины до Красного моря. Благодатная Аравия охватывает всю южную часть полуострова - Неджед, Хеджаз, Йемен, Оман и другие провинции. Пустынная Аравия занимает всю территорию от границ Сирии и Месопотамии до Евфрата и Персидского залива.
    Это географическое деление не было известно восточным географам. Так, каменистую Аравию они вообще не включали в территорию страны. Единственное, что совпадало с их представлениями, было описание Хеджаза: это гористый и песчаный район, находящийся в средней части побережья Красного моря. На его территории находятся священные города: Мекка и Медина. Южнее Хеджаза расположен Йемен. Он занимает юго-западную оконечность полуострова - самый богатый и плодородный район. Выше, вдоль побережья Аденского залива вплоть до Персидского залива расположены Хадрамот, Махрах, Оман и Наса (что видно по карте). В центре полуострова находится Неджед - обширная плодородная равнина, окруженная пустынями. На территории Неджеда имеются крупные города. Географическое деление это, сделанное в незапамятные времена, не соответствует делению политическому. До Мохаммеда Аравию населяло множество независимых племен. Под империей арабов все эти племена слились в единый народ. После падения империи арабов Аравия вернулась к прежней простой форме существования - за исключением трех государств, образованных Неджедом, Йеменом и Оманом, она состояла из мелких княжеств и независимых племен. Окинем теперь беглым взглядом упомянутые нами районы.

Каменистая Аравия.

    Как уже говорилось, арабские географы вообще не считали ее частью Аравии, что неверно как в географическом, так и в этнографическом аспектах. Каменистая Аравия простирается от границ Палестины до Красного моря. Название точно отражает характер региона: в центре его возвышается гора Синай, образованная гранитными породами; по мере приближения к побережью каменистые земли сменяются песками. Растительность здесь редка и бедна. Однако этот суровый район имеет огромную историческую значимость. Это - библейский Эдем, земля Амалестов, Мадианитов, Набатенов и всех тех народов, о которых повествует каждая страница Талмуда. Именно здесь, в глуши каменистой Аравии так долго бродили израильтяне, покинувшие Египет в поисках Земли Обетованной. Здесь же находится священная гора, здесь Моисей диктовал законы своему народу, здесь он добыл воду из камня, прикоснувшись к нему прутом, здесь в горной пещере Хореб пророк Илья (Elie) скрывался от гнева королевы Изабеллы (Jezabel). Именно здесь, в этой горной стране находятся развалины Петры, бывшей некогда торговым центром южной Аравии; здесь пряности и благовония, привезенные из Йемена, обменивались на товары финикийцев.

Неджед.

    Это необъятное плодородное плоскогорье, расположенное в центральной части Аравийского полуострова, со всех сторон окруженное горами и пустынями. Здесь находится резиденция могущественной империи вахабитов. Дважды потерпев поражение от египтян (в кампаниях 1810 и 1818 гг.), империя быстро восстанавливала свое могущество. Монарх ее находится обычно в г.Риад. О жителях этой страны у Палграва сказано следующее:

"среди них, как и среди жителей Шеффилда или Бирмингема, можно встретить инженеров, способных проектировать железные дороги, строить пароходы и паровые машины."

По-видимому, предубеждение, что Аравия - это страна варваров объясняется тем, что путешественники, в основном, посещали лишь прибрежные ее районы. Основной источник благосостояния жителей Неджеда - сельское хозяйство.

"Изобилие зерна и маиса, великолепное качество фиников", "все это доказывает, что неджедцы - способные земледельцы,"

- говорит Палграв.

Хеджаз.

    Расположенный вдоль побережья Красного моря, этот район известен, прежде всего, как колыбель исламизма. Здесь находятся два святых города: Мекка и Медина. Каждый год сюда стекаются паломники со всех концов мусульманского мира. На территории Хеджаза есть несколько плодородных участков, но все же большая ее часть бесплодна. Сегодня формальным правителем Хеджаза является султан Константинополя, фактическая же власть принадлежит великому шерифу Мекки, чья резиденция находится в Таифе. Мекка расположена в пустыне. Земля вокруг нее настолько бедна, что жители не в состоянии прокормиться ее плодами и вынуждены завозить продукты. Провизия поступает сюда из города Джедды, расположенного на берегу Красного моря. Мекка - мать городов, - как ее называют ее обитатели, долгое время оставалась неведомой европейцам. Да и сегодня европеец не может приблизиться к ней даже под страхом смерти. Лишь редким путешественникам удалось побывать здесь - они в совершенстве знали арабский язык и, загримировавшись, выдавали себя за арабов. Первые фотографии города появились в Европе лишь в 1881г. Они были сделаны лейтенант- полковником египетской армии Садык-беем. До этого все представления европейцев об этом священном городе формировались лишь на основе эскизов. Рисунки, помещенные в нашей книге, сделаны по этим первым фотографиям. Мекка выделяется среди других арабских городов своей правильностью. Воды здесь мало. Чистая вода доставляется по акведуку из резервуаров на горе Арафа, находящейся в нескольких часах езды от города. По преданию, этот акведук был построен Зубайдой - любимой женой известного халифа Харун-аль-Рашида. Во время паломничества Мекка становится крупнейшим торговым центром всего мусульманского мира. В центре Мекки возвышается мечеть, которой "мать городов" и обязана своей славой. Внутри мечети находится Кааба - знаменитый храм, основание которого, следуя восточным историкам, восходит к Абраму. Халифы, султаны, завоеватели Мохаммеда считали украшение мечети своим долгом, свидетельствовали этим свое почтение. К сожалению, сегодня от этих богатств ничего не осталось. Большая мечеть Мекки имеет форму правильного четырехугольника. Внутри находится огромный двор, окруженный сводами, которые опираются на лес колонн. Сверху расположено множество небольших куполов. Над сооружением высятся минареты, выстроенные в разных частях храма. Множество мечетей в разных странах, в частности, в Сирии напоминает своей архитектурой большую мечеть Мекки. Немало подобных мечетей я видел в Дамаске. В Каире же, напротив, мечети сильно отличаются от них - и формой минаретов, и декоративными деталями. Маленький храм Кааба находится во дворе большой мечети Мекки. Это параллелепипед из серого камня, имеющий, (согласно Бюркхарту), 40 футов высоты, 18 футов длины и 14 - ширины. Он имеет единственную маленькую дверь, расположенную в 7 футах от земли. Попасть в нее можно не иначе, как с помощью приставной лестницы, которую используют лишь во время паломничества. Внутренность храма представляет собой зал, выложенный мрамором. В свете массивных золотых ламп видны надписи, которыми испещрены стены. Кааба всегда отличалась богатством внутреннего убранства. Одно из известных мне старинных писаний связано с путешествием Насири Хосрана в Сирию, Палестину, Аравию и другие страны, состоявшемся в 1035-1042 гг. н.э. Это весьма интересное описание, недавно опубликованное ученым Шефером - директором школы восточных языков. Приведу отрывок из него:

"Стены Каабы облицованы разноцветным мрамором. На западной стороне находится 6 серебряных мирабов, прикрепленных к стене гвоздями; каждый из них - высотой с человека; украшен инкрустациями из золота и серебра и отделан черной эмалью. Нижняя часть стен не имеет украшений, верхняя же их часть до самого потолка покрыта мраморными плитами и украшена арабесками и скульптурами. Большинство скульптур позолочено."

В одну из стен Каабы снаружи вделан знаменитый черный камень в оправе - по древней арабской легенде его принесли из рая ангелы, чтобы Абрам мог подняться на него при строительстве храма. Камень этот, имеющий не более 7 дюймов в диаметре, почитался как реликвия задолго до Мохаммеда. Никакой другой предмет не удостаивался столь долгого почитания. Кааба всегда накрыта черным покрывалом, за исключением того места, где находится черный камень. Покрывало это приподнято над землей на несколько футов. В первые же дни паломничества примерно посередине покрывала появляется лента, украшенная изречениями из Корана, написанными золотыми буквами. Раз в году покрывало меняют. Во дворе мечети находится еще одна квадратная конструкция. Она возведена над источником, который, по преданиям, забил в пустыне в тот момент, когда Агар закрыл свое лицо вуалью, чтобы не видеть умирающего от жажды сына Исмаила. Арабские хроникеры утверждают, что некогда число жителей Мекки доходило до 100000. Сегодня, согласно Бюркхарту, оно составляет лишь 20000. В Хеджазе находится также другая древняя арабская столица - Медина. Это второй по значимости после Мекки мусульманский город. Именно здесь, в Медине, Мохаммед нашел свое пристанище, здесь он основал свою религию, здесь и умер. Медина, как и Мекка, окружена бесплодными землями. Местные жители вынуждены завозить продукты из Ямбо - города, расположенного на берегу Красного моря. Благодаря паломничеству Медина очень богата. Дома, в основном двухэтажные, выложены из ровных камней, камнем вымощены и мостовые. Город окружен высокой стеной. В Медине сохранилось мало мечетей старой постройки. Одна из них знаменита тем, что в ней находится могила Мохаммеда - некогда он занимался здесь просветительской деятельностью. Могила пророка, как объект паломничества, имеет не меньшую значимость, чем Мекка.

Страна Асиров.

    Между Хеджазом и Йеменом находится большая страна, называемая Асир. Еще в начале века она была абсолютно неизвестна европейцам. Да и теперь мы знаем о ней лишь то, что она населена воинственными племенами и на ее территории есть немало больших городов.

Йемен.

Йемен, занимающий юго-западную часть полуострова, представляет собой наиболее плодородный район, самый богатый и самый густонаселенный в Аравии. Древние называли эту территорию "Аравия счастливая" (или "благодатная"). Жители Йемена - торговцы и земледельцы одновременно. С незапамятных времен они торговали с египтянами, персами, индийцами и другими народами. Сегодня население Йемена подчиняется правителю - имаму. Резиденция его расположена в Сане. Это город с 60000 жителей. Вот что пишет о нем арабский географ Идриси:

"Этот старинный город был резиденцией короля Йемена и столицей Аравии. Короли жили в хорошо защищенных дворцах, окруженных садами. Дома здесь построены из ровных камней, окна застеклены. Украшение античной столицы Йемена составляют 20 мечетей. Многие из них имеют позолоченные купола."

А вот как описывает свои впечатления от церемонии посещения мечети султаном, происходящей каждую пятницу, Крютандан:

"Шествие открывает колонна из 50 бедуинов, выстроившихся по 6 человек в ряд. Бедуины поют хором. Далее на лошадях следуют главы знатных семейств, вооруженные длинными копьями. В воздухе развеваются флажки, прикрепленные на концах копий. Иман на ослепительно белой лошади следует за ними. Лошадь эта принадлежит к очень высокой породе, выведенной в пустыне Джоф, севернее Саны. В скорости и элегантности она превосходит даже неджедскую породу. В правой руке принц держит копье. Острие копья - серебряное, рукоятка - из чеканного золота. Левой рукой Иман опирается на плечо евнуха. Два раба держат поводья лошади. Широкий зонт, украшенный бахромой и серебряными колокольчиками, защищает принца от солнечных лучей. Далее следует Сеиф-аль-Халиф. Его балдахин не столь богат, как у правителя. Непосредственно за ним следуют командиры отрядов, родственники Имана и главные его офицеры. Замыкают шествие 100 вооруженных бедуинов.

Сана и сегодня является важнейшим городом Аравии. Халеви, посетивший ее совсем недавно, говорит, что там можно увидеть мечети, напоминающие знаменитейшие монументы мусульманской архитектуры. Многие города, в частности, Родах, расположенный недалеко от Саны, славятся своими садами и загородными домами. В Родахе, словно в Италии, можно встретить виноградные арки, поддерживаемые проволочными сетками. В тридцати лье к востоку от Саны находятся руины старинной столицы Сабиян Мареба, или Сабы. Сегодня здесь лишь небольшой поселок. Как утверждал Идриси еще в 12-ом веке, в этом месте скрыты развалины двух крепостей, одна из которых построена Соломоном, другая - одной из жен Давида. Именно в Сабе правила королева, которая, как гласит книга евреев, посетила Соломона. Среди известных городов Йемена следует также отметить порты Мока и Аден на Красном море. Город Аден, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, имел очень выгодное расположение; это и стало причиной захвата его англичанами. Некогда это был процветающий, густонаселенный город. Вот что сказал о нем 600 лет тому назад географ Идриси:

"Из Синда, Индии и Китая сюда привозят множество драгоценных предметов: дамасские сабли и клинки, шагреневую кожу, мускус, седла, перец - пахучий и непахучий, кокосовый орех, кардамон, корицу, душистую траву галангу, кожуру мускатного ореха, эбеновое дерево, черепаший панцирь, камфару, мускат, гвоздику, различные ткани, как растительного происхождения, так и побогаче, например, бархат, бивни слона, олово, ротанговую пальму, тростник и горький алоэ."

Сейчас одним из основных богатств Йемена

является кофе, которым эта провинция снабжает весь мир. Кофе выращивают и в других странах, но в другом климате он не достигает такого качества, как в Йемене. Крупнейшим складом кофе на Аравийском полуострове является город Мока. Правители Йемена сегодня лишены былого блеска. Их влияние очень ограничено. Независимые племена, разбросанные по всей территории страны, вообще не подчиняются правительству Йемена.

Хадрамот, Махрах, Оман и Хаса.

Хадрамот и Махрах занимают территорию между восточной частью Йемена и Оманом вдоль берега Индийского океана. Населены они, в основном, независимыми племенами. Города здесь немногочисленны и малоизвестны. Столица Хадрамота - Шибам. На расстоянии одного дня пути от Шибама находится Терим. Это довольно крупный город. Согласно Фреснелю, там столько же мечетей, сколько в Риме христианских церквей. Оман, территория которого является продолжением Махраха, омывается водами Индийского океана и Персидского залива. Это песчаная страна с множеством оазисов и плодородных долин. Правитель страны - султан имеет резиденцию в небольшом ныне городе Маскате. Район Хаса, простирающийся вдоль побережья Персидского залива от Омана до устья Евфрата, известен мало. Считается, что численность населения здесь невелика. От г.Аль-Хамет до Басора простирается громадная пустыня. Напротив этой страны расположен остров Бахрейн, славящийся крупнейшими в мире промыслами жемчуга.
     Зададимся вопросом:

Что же представляет собой народ, живущий на этом громадном полуострове?

     Как мы увидим, ни климат, ни другие географические факторы не оказывают определяющего влияния на население того или иного района Земли.
     История народа - это не перечень завоевательных походов и не хронология правительственных династий. Развитие народа определяется многими факторами, но главный среди них - это  раса.

     Каковы же особенности арабской расы - в интеллектуальном и в нравственном аспектах?
     Какое значение имеют в формировании народа такие факторы, как влияние природной среды, наследственности и контактов с другими народами?
     

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Hosted by uCoz