|
|
Глава II. Коран.
§1. Краткое содержание Корана.
КОРАН, священная книга магометан, - это религиозный, гражданский и политический кодекс, определяющий поведение людей.
Следует сказать, что стиль Корана не везде одинаков:
местами он превосходен, местами же порядок изложения божественных откровений
оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что записи делались Мохаммедом всякий раз после общения его с архангелом Гавриилом; окончательная же редакция Корана была сделана уже после смерти пророка.
Мохаммед оставил после себя несколько вариантов записей каждого из откровений.
Через много лет после его смерти наследники составили из них окончательную версию Корана.
В окончательной редакции Коран состоит из 114 глав, или сур, разделенных на стихи. Повествование ведется от имени Бога.
Арабы считают Коран уникальным, совершенно замечательным произведением. Конечно, здесь есть некоторое преувеличение, что вообще характерно для Востока,
однако, нельзя не признать, что отдельные его отрывки действительно являют собой образцы высокой поэзии.
Философская концепция Корана почти полностью совпадает с философской концепцией
двух предшествующих семитских религий: иудаизма и христианства. Существует мнение, что значительную часть и христианства, и ислама составляют ************* традиции Персии и Индии; однако это не так.
Мохаммед не был философом; его нельзя назвать глубоким мыслителем, сопоставимым с основателями брахминизма и буддизма.
Если буддисты отрицали существование первопричины в мире и рассматривали Вселенную как сцепление необходимости и бесконечную череду
соединений и разъединений, то Мохаммед не делал подобных выводов. Его нельзя назвать скептиком подобно авторам священных книг брахманизма; он не включил бы в Коран размышления, подобные тем, что можно найти
в Ведасах (Vedas):
"Откуда все произошло? Есть ли это продукт труда одного создателя или нет? Это может знать лишь тот, кто наблюдает с небесных сводов, а может не знать и он."
(Для знакомства с буддийской философией и исторической религией я отсылаю читателя ко второму тому моего труда "Человек и общество". Там показано. как религия полностью отрицающая всякие божества, приобрела такую популярность, какой не имела никакая другая религия.
Вместе с тем эта религия проповедует самую чистую мораль, что признает даже самый ортодоксальный писатель - знаменитый Макс Мюллер:
"самая высокая мораль, знакомая человеку до появления христианства, преподавалась людьми, в глазах которых боги были пустыми тенями, людьми, которые даже не строили церквей". )
Мохаммед стремился создать религию простую и доступную для народа, и он преуспел в этом. Он заимствовал то, что было необходимо,
из других культов; он объявил, что продолжает дело библейских пророков, чьим откровениям (от Авраама до Иисуса) верил абсолютно. По существу,
> иудаизм, христианство и ислам представляют собой три ветви одного ствола и находятся в близком родстве.
Религия, основанная пророком, очень проста. Суть ее можно выразить несколькими строками:
>"исповедывать, что есть только один Бог, что Мохаммед есть его пророк, соблюдать часы молитв, раздавать подаяния, поститься в месяц Рамадан, совершать паломничество в Мекку."
Еще лаконичнее суть ислама можно выразить фразой:
>"нет другого Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед - его пророк."
Чтобы дать читателю представление о Коране, я приведу здесь наиболее важные отрывки из него. Они могут показаться беспорядочными;
я попытаюсь сделать повествование более ясным, сгруппировав цитаты должным образом.
Вот как Мохаммед определяет источник Корана и связь его с предшествующими ему священными книгами:
(В скобках указаны номера соответствующих сур.)
В каждой эпохе есть своя священная книга (XIII)
Эта книга послана людям Богом. Гавриил по велению Бога вложил в твое сердце,
о Мохаммед, эту книгу. В ней верующий найдет подтверждение истинности предыдущих священных писаний
и узнает счастливые вести.
Коран - это предупреждение. Всякий, кто захочет, запомнит его.
Он написан на священных страницах, возвышенных и чистых, руками правдивых, почитаемых писателей.(LXXX)
Я клянусь звездами, что проходят и гаснут(LXXX1), я клянусь внезапно наступающей ночью,
клянусь занимающейся зарей, клянусь, что Коран - это слово благородного посланника.
До Корана существовала священная книга Моисея. Она была послана людям как знак доброты Бога,
чтобы служить им проводником на Земле. Коран - это ее подтверждение, написанное на арабском языке. В нем - предупреждение злым и счастливые вести добродетельным.
Бог рекомендовал эту религию Ною, и она открылась тебе, о Мохаммед! Именно она, эта религия, была рекомендована
Аврааму, Моисею, Иисусу; им было сказано: "соблюдайте эту религию и не делитесь на секты". (ХLII)
Бог единственен на небе. Вот что говорит о нем пророк:
"Единственный на небесах и на Земле. Решив создать что-либо, он говорит: "пусть будет!", и это появляется. (LXIV) Бог един; он живой, незыблемый и нет другого Бога, кроме него.
Бог сам является свидетелем того, что нет другого Бога; ангелы и все честные, умные люди повторяют: нет другого Бога, кроме него, могущественного и мудрого. (III) Каждый, имеющий разум, видит
присутствие Бога везде - в самом создании неба и Земли, в чередовании дня и ночи, в кораблях, бороздящих моря,
чтобы доставлять людям множество полезных вещей, в воде, падающей с небес и оживляющей мертвые земли, в разнообразии животного мира, в переменчивом ветре и в облаках между небом и землей.(II)
Бог имеет мрачный и достаточно мстительный характер, но не настолько, как об этом сказано в Библии. Это абсолютный правитель, весьма безответственный и капризный.
Бог может быть снисходительным к людям, нарушающим его законы, но может быть и ужасным в своих карах. (XIII)
Я клянусь рассветами и ночами (LXXXIX), тем, что сложно и тем, что просто.
Не та ли это клятва, что поражает разумного человека? Разве не покарал Бог народ, живший в Ирем-городе, равного которому не было в нашей стране?
Разве не наказал он тейнудитов, строивших свои дома в скалах лощины? Все они были угнетателями, они распространяли зло на Земле, и Бог наслал на них свою кару.
Кто не поверит знаку Божию, узнает ужасную кару. Бог мстителен и всемогущ. (III) Гнев его ужасен. (XI) Бог внушает людям и страх, и надежду. Он создает дождевые облака. (XIII)
молния воздает ему хвалу; ангелы, трепеща от страха, восхваляют его. Он мечет громы и молнии, он поражает неверящих
в него, ибо он всемогущ."
В Коране говорится и о создании мира за 6 дней; о рае на Земле; об истории Адама, в том числе и о грехопадении человека - все это заимствовано из Библии. То же, что и в Библии,
сказано в Коране и о загробной жизни. Вот как Мохаммед описывает страшный суд:
"Когда прозвучит оглушительный рев трубы, (LXXX)
когда человек покинет брата, отца, мать, своих друзей и своих детей,
когда расколется небо, (LXXXII) исчезнут звезды, соединятся моря, перемешаются могилы,
тогда души увидят свои давние и недавние деяния.
Я клянусь небом и светом его, (XCI) клянусь полной луной,
белым днем и темной ночью, клянусь небом и землей и их создателем, клянусь душой и тем, кто создал ее,
кто вдохнул в нее и любовь, и ненависть - тот, кто чист душой, будет счастлив; тот, кто развратит свою душу, будет погублен.
Придет день, когда и земля, и небоизменятся, и люди предстанут перед Богом, единственным и победоносным. (XIV)
Тогда ты увидишь преступников, чьи руки и ноги будут скованы цепью.
И затрубит труба, и все - на небесах и н земле - умрут, все, кроме тех, кого Бог захочет оставить в живых;
и вторично протрубит труба, и все существа встанут и будут ждать. (XXXIX) И Земля осветится светом, исходящим от Бога,
и каждая душа ответит за свои деяния. Каждому будет вынесен справедливый приговор, никто не будет обижен, ибо Богу известны деяния всех.
Толпы неверных будут отправлены в Геену. Толпы верующих отправятся в Рай. В Аду неверные будут пить кипяток, обжигающий их внутренности; (XLVII)
неправедные будут окружены зловониями, кипятком и черным дымом. Клянусь луной, (LXXIV) клянусь ночью, которая только начинает отступать,
клянусь зарей, которая только-только занимается, что Ад существует и это есть одна из самых страшных вещей."
Что же касается Рая, то там есть все, что может удовлетворить даже самые взыскательные натуры. Вот как рисует пророк картину Рая, обещанного праведникам:
"Там ручьи, которые никогда не пересыхают, там молочные реки, где вкус молока никогда не изменяется; там ручьи. струящие самые прекрасные вина. (XLVII) Там счастливые люди встречаются друг с другом и расспрашивают друг друга. (LXI)
Там сады, где бьют не иссякающие источники; праведники будут отдыхать в Раю на коврах с парчовой подкладкой. В Раю есть два сада с фруктовыми деревьями; плоды их может срывать каждый, кто пожелает. (LV)
Там будут юные девственницы со скромными взорами, не тронутые ни людьми, ни джинами. Девы эти напоминают гиацинты и кораллы.
Кроме этих двух садов есть еще другие два сада, утопающие в зелени. Там также растут фруктовые деревья, пальмы и гранаты. Прислуживают там прекрасные женщины. Праведные женщины (да пусть будут они счастливы!) будут проводить там свои дни среди лотосов,
лишенных иголок, среди банановых деревьев, усыпанных плодами, в тенистых садах, изобилующих фруктами и свежей водой; они будут отдыхать там на высоких ложах, и никто не потревожит их покой."
Мохаммед был весьма снисходителен к евреям и христианам, чего нельзя сказать об отношении его к идолопоклонникам. Он призывает к войне с последними. Пророк также весьма жестоко относится к неверующим:
"самые большие глупцы - это те, кто не верит в Бога, те, кто неблагодарен, (VIII) кто довольствуется жизнью на этом свете и не обращает внимания на наши предупреждения. (Х) Этих людей ждет огонь."
К евреям же и христианам, как уже говорилось, Мохаммед был весьма снисходителен и благожелателен, он находил, что нет
"никакого противоречия в их религии; их путь правилен. (II)" Вслед за другими пророками мы послали Иисуса, сына Марии, чтобы с его помощью утвердить пятикнижие. Мы дали ему Евангелие, несущее свет и предупреждение всем, кто боится Бога. (V)
Верные люди присягнут Евангелию, тот же, кто не сделает этого, - тот неверный. (LXXII)
С неверными следует разговаривать спокойно и отделываться от них любым подходящим способом.
У каждой нации есть священные обычаи, которым они должны следовать. Все, кто верит и следует своей вере, - евреи, христиане , сабиняне, - все, кто верит в Бога и в Судный день,
все, кто творит добро, получат должное от своего господина; они не должны ничего бояться и не должны быть удручены. (III)
Среди евреев и христиан есть истинно верующие, они смиряются перед Богом и не предают его наставлений; они будут вознаграждены Богом. Ко всем верующим следует обращаться со словами: "мы верим книгам, которые были нам ниспосланы; мы верим и книгам, ниспосланным нам.
Наш Бог и ваш Бог един; мы полностью и безропотно покоряемся его воле."(XXIX)"
Что касается фатализма, в котором упрекают жителей Востока (хотя с тем же успехом в нем можно упрекнуть и современных ученых), я могу сказать, что не встретил в Коране ничего такого, что позволило бы упрекнуть его в фатализме более, чем, например, Библию. Вот что говорится в Коране по этому поводу:
"Вы можете желать лишь того, что пожелает Бог - властитель Вселенной, (LXXXI) все зависит от него. Смертный час каждого из нас назначен заранее - будет ли он в это время
сражаться на поле брани или же будет сидеть дома. Бог создал все сущее из грязи, Бог определил конец каждой жизни. Конец известен заранее, он определен волей Бога, верите вы в это или нет. (VI)
Каждая нация также имеет свой конец. Люди не могут повлиять на его срок, (VII) он не может быть ни отдален, ни приближен людьми. (XXIII)
Ни на Земле, ни на небесах нет ничего, - малого, как атом, или огромного, что не было бы описано в книге судеб. (XXXIV)
Богу известно каждое дитя, которое носит женщина в своем чреве; у господа на учете каждый год жизни старца; ничья жизнь не оборвется раньше, чем это указано в Книге. (XXXV)
Никто не может задержать конец, назначенный Богом. (LXXII) Никакое несчастье не постигнет человека без разрешения Бога; Бог управляет сердцем каждого, кто ему верит, (LXIVI)
кто исповедует самую прекрасную религию, кто доверился Богу, кто делает добро и следует вере Авраама."
|
|
|