§4.Памятники арабской культуры в Сирии.

     Памятники, оставленные арабами на сирийской земле, немногочисленны. Однако, изучение их весьма интересно - они дошли до нас из глубокой старины и имеют большое значение для науки.
     Как уже было сказано, и до Мохаммеда арабы строили большие города. Знаменитый храм в Мекке, украшенный более чем трехстами статуями божеств, старше ислама. К сожалению, мы не знаем истории его создания - мечеть Мекки, единственный значительный памятник древней Аравии, была многократно реставрирована, и сейчас трудно восстановить ее первоначальный вид. Вероятно лишь то, что расположение основных элементов ее осталось почти без изменения.
     Как бы то ни было, ясно что арабские памятники времен становления ислама были построены не арабами. Все те модификации, которые осуществились для того, чтобы приспособить существовавшие церкви к нуждам нового культа, все те монументы, которые возводились на развалинах старых церквей, были выполнены рабочими из покоренной арабами страны. Рабочие, - персы и византийцы делали то , чем им часто приходилось заниматься в Сирии. Во времена первых завоеваний арабы прибегали обычно к помощи иностранных архитекторов. По мнению последних, богатство арабов было столь велико, что позволяло строить им великолепные памятники архитектуры. Кто бы из приглашенных архитекторов ни разрабатывал проект сооружения, оно всегда выражало вкус хозяина; византийские специалисты были вынуждены подчиняться требованиям арабов. Уже первые монументы арабов свидетельствуют об их исключительном таланте. Вскоре, освободившись от постороннего влияния, арабская архитектура стала создавать такие своеобразные формы, использовать такие характерные мотивы декораций, что невозможно было спутать этот стиль ни с каким другим. Печать арабской культуры на любом монументе была столь отчетливой, что даже использование византийских, персидских или индийских деталей декораций не могло изменить впечатления.
     Остановимся теперь на рассмотрении некоторых, наиболее значительных памятников, оставленных в Сирии арабами.
     Мечеть Омара. Эта знаменитая мечеть, находящаяся в Иерусалиме, является для магометан вторым после Мекки и Медины святым местом на Земле. До сих пор никто из европейцев под страхом смерти не мог проникнуть в нее. Это был один из памятников, наиболее поразивших крестоносцев, когда те вошли в Иерусалим. Они приняли ее за восстановленный храм Соломона. Авторитет мечети в Европе был столь велик, что по ее подобию строилось множество церквей. Возможно, мечеть Омара - единственный религиозный памятник, священный в равной степени и для магометан, и для христиан, и для евреев.
     Мечеть Омара построена на месте знаменитого храма Соломона, восстановленного некогда Геродотом. Его великолепием восхищался Титус, пытаясь спасти храм от огня. Это священное место. Согласно легенде, здесь Авраам готовился принести в жертву Богу своего сына. На земле немного мест, о которых собрано столько воспоминаний, и не найдется больше ни одного места, с которым было бы связано столько различных культов. Соломон поклонялся здесь могущественному Богу евреев; римляне боготворили Юпитера - короля богов и людей; крестоносцы установили образ Христа; сегодня же приверженцы К поклоняются здесь Богу, пророком которого был Магомет.
     Мечеть Омара интересна не только связанными с ней воспоминаниями. Это произведение искусства, самое восхитительное и значительное во всей Палестине. Расположена она на обширной эспланаде, длиной приблизительно в пятьсот метров; площадь которой составляет около одной четверти площади Иерусалима. Мечеть окружена оградой, называемой арабами Харам-эль-Шериф; на огражденной территории есть и другие значительные сооружения, в частности, мечеть Акса.
     Современные археологические исследования доказали, что поверхность Харама, образованная вершиной горы Морна, которую Соломон выровнял и нарастил насыпью, чтобы воздвигнуть свой храм. Цари Иудеи, в частности, Геродот (Herode) несколько раз расширяли ограду. Священный утес, находящийся в центре комплекса, возможно, и являлся вершиной горы Морна, которая была сохранена при проведении работ по выравниванию местности.

     Мечеть Омара покоится на прямоугольной платформе, которая возвышается над поверхностью Харама на 3 метра. Она стоит в точности на том же месте, где находится израильский храм. Чтобы попасть туда, надо подняться по лестнице из нескольких ступеней, возвышающейся над стрельчатой аркадой, которую поддерживают очень красивые мраморные колонны.
     Вся платформа Харама усеяна небольшими конструкциями: кафедрами для проповедей, нишами для молитв и т.п. Некоторые из них весьма любопытны.

     Вообще говоря, то, что этот монумент в Европе называют мечетью Омара, является ошибкой. Омар не мог строить эту мечеть. Он останавливался в Иерусалиме очень и лишь указал то место, где хотел бы построить храм. По исследованиям Воге, строительство этой мечети относится к 72-му году Хжира (691), что для Омара является слишком поздней датой. Арабы называют мечеть Куббет-эс-Сахра, т.е. купол над скалой. На самом деле, она представляет собой громадный купол, покрывающий священный утес, о котором мы говорили ранее.
     Стиль этого античного монумента близок к византийскому, но, но реставрируясь и дополняясь новыми элементами в различные периоды правления мусы, он в настоящее время представляет собой выдающийся образец арабского искусства.*


*Описывая мечеть Омара, как и другие монументы арабов, мы вынуждены ограничиться лишь очень краткими сведениями, дающими, однако, весьма четкое представление об этих памятниках. Для полного же описания любого из монументов, упомянутых в этой книге, потребовался бы целый том. Воге посвятил одну книгу описанию только мечети Омара. Авен Джонс издал иллюстрированный 2-хтомник с крупноформатным текстом, где описал только Альхамбру. Брисс де Авезне выпустил 3-хтомник, посвященный памятникам Капра. Большое число памятников арабской культуры еще не изучалось детально; авторы часто лишь упоминают о них, даже не приводя рисунков. Однако, одна хорошая картина легко может заменить 100 страниц текста. Поэтому мы надеемся, что благодаря нашим гравюрам читатель получит полное представление о монументах арабов. Что же касается мечети Омара, в частности, внутреннего ее устройства, то мы помещаем здесь рисунок, сделанный, по-видимому, с фотографии, что отличает его от ранее опубликованных эскизов. Конечно, только фотография позволила бы восстановить интерьер мечети во всех деталях, но нам не удалось сфотографировать его как из-за исключительной неравномерности освещения, так и из-за невозможности выдержать нужное расстояние от фотоаппарата до объекта. Репродукции, представленные в этой книге, также были получены с большим трудом.*

     Внутренний план мечети очень прост. Две 8-угольные концевые ограды окружают своего рода круговую баллюстраду, расположенную вокруг священного утеса, находящегося в центре здания. Внутреннее убранство очень богато. Стволы колонн первой ограды высечены из монолитного мрамора. Колонны эти , имея разную форму и высоту, некогда украшали собой сооружения, воздвигнутые много раньше, чем мечеть Омара. Капители их также имеют различную форму. Они датируются, большей частью, началом византийской эпохи. Верхняя часть стен украшена богатой мозаикой, предположительно 10-го века. Основание купола окружено широкой лентой, на которой можно прочесть арабские письмена, выполненные куфическими буквами. Это стихи из Корана, относящиеся к Иисусу Христу.
     Купол монумента реставрировался в 1022-м году, в эпоху самого расцвета арабского искусства. Внутренняя орнаментация его также очень пышна, - он покрыт картинами и мозаикой, представляющими собой вязь рисунков, характерных для искусства арабов.
     Роскошь внутреннего убранства поразительна. Стены мечети украшены эмалевыми плитками, мозаикой, позолотой, пластинами из чеканной бронзы. В окна вставлены стекла 16-го века, составленные из кусков, имеющих цвет гипса, а не свинцовых пластин, как в Европе. Все это создает удивительную игру света и тени, более эффектную, нежели в наших церквях.
     В центре мечети находится знаменитый священный утес эль-Сахра. Как утверждают арабы, на нем Мельшизедеш (Melchisedech), Авраам, Давид и Соломон делали свои жертвоприношения. Как уже говорилось, есть предположение о том, что именно этот утес и являлся вершиной горы Морна, сохраненный Соломоном при нивелировании самой горы. На мой взгляд, теперь его можно считать доказанным. Будучи священным еще в свое время, сегодня утес этот служит алтарем в храме.
     Самая длинная часть священного утеса составляет 17 метров, высота его равна 2-м метрам; он окружен железной оградой времен крестовых походов. Ниже расположен грот, где молились Давид и Соломон.

     Как уже было сказано ранее, по арабским преданиям, именно с вершины этого священного утеса Мохаммед оседлал некое фантастическое животное, которое вознесло его на небо для беседы с Богом. В подтверждение этой легенды здесь присутствует мраморное седло. Оно принадлежит животному, изображенному на своде. Удивителен и впрочем сам факт, что утес покоится здесь, ибо он, по преданию, должен был подняться на небо вместе с Мохаммед. Монолит был уже вознесен на несколько метров от Земли, когда появился архангел Гавриил и удержал его. Утес, так и не желая занять исходное положение, висит и поныне, не имея никакой опоры. Эта легенда повторяется всем посетителям мечети. Изучая монумент, я провел немало часов в беседах с шейхом мечети, спрашивал его и о висячем камне. Мне показалось, что сам он слабо верит этой легенде. Если не ошибаюсь, теперешний паша Иерусалима запретил излагать ее христианам.

     Купол мечети Омара венчает гигантский . В ограде Харама напротив мечети Омара находится прекрасная арабская кафедра из белого мрамора. Она завершается небольшим сводом, поддерживаемым аркой в виде подковы. Называют ее кафедрой Омара, но даже внешний вид сооружения указывает на то, что появилось оно много позже этого халифа. Ученые датируют кафедру 15-м веком.
     Среди других заметных сооружений, находящихся в ограде Харама, стоит выделить небольшое строение, называемое Куббет-ес-Зилзель (собор цепи) или трибунал Давида. Это изящная беседка, выполненная в византийском стиле. Она выстроена из камня и покрыта персидским фаянсом. Легенда гласит, что на этом месте Давид и вершил свой суд.
     Еще один памятник старины на территории комплекса - это мечеть эль Акса. Первоначально это был христианский собор, выстроенный императором Юстинианом в честь святой девственницы. Арабы по приказу Омара переделали храм в мечеть. Во время землетрясения мечеть была разрушена, но в 785-м году восстановлена. В разные эпохи проводились работы по усовершенствованию сооружения, появлялись новые детали, что все больше придавало стилю мечети арабский характер. В 583-м году Хежира (1187г) она была реставрирована Саладаном, в 15-м веке переделана, как паперть.
     Внутри этого храма возвышаются колонны, заимствованные из разных памятников. Девять центральных византийских колонн датируются предположительно 7-м веком. Своды, в основном, стрельчатые. Напоминанием о том, что в эль-Акса жили крестоносцы, служит галерея, бывшая некогда их арсеналом.
     В мечети эль-Акса находится очень красивый михраб, украшенный мозаикой. Согласно сделанным на нем надписям, он был выстроен Саладином в 583-м году Хежира (1187).Есть там и чудесная кафедра, выполненная из дерева и инкрустированная слоновой костью и пергаментом. Кафедру также украшают надписи, гласящие о том, что она была построена в 564-м году Хежира(1168). Оконные стекла над Михрабом датируются 16-м веком. По бокам мечети видны две очень любопытные ниши для молений. Одна из них, -с витыми колоннами и стрельчатыми сводами, -называется молельней Омара; уверяют, что она служила местом моления этого халифа. Другая ниша известна как молельня Захария.*

*Все рисунки и цветные картинки, изображающие различные фрагменты интерьеров мечетей эль-Акса и Омара выполнены по нашим фотографиям и ранее нигде не публиковались. Господин Малпертул, канцлер консульства Франции в Иерусалиме, представил нам возможность сделать цветными наши фотографии окон и Михраба.*

*Из других арабских памятников в Иерусалиме, имеющих меньшую ценность, упомянем прекрасные ворота Дамаска. Они были построены или же отреставрированы (что вероятнее) Солиманом в 944-м году Хежира (1537). Интересен также гроб господень.*

В Иерусалиме сегодня преобладают современные строения. В архитектуре городов очень сильно европейское влияние, восточный характер ее исчезает.

**Замечателен южный фасад Гроба господня, представляющий собой подковообразный свод. Форма этого свода и геометрические рисунки на нем заставляют меня классифицировать стиль этого монумента как арабский, или, по крайней мере, несущий в себе отпечаток арабской архитектуры.**

     Путешественники, приближающиеся к святому городу по дороге из Яффы, испытывают сильное разочарование. В городе так много строений европейского стиля (монастыри, больницы, консульства и т.п.), что возникает чувство, будто находишься на окраине крупного европейского города. Только посмотрев на Иерусалим с высоты, например, с горы Оливиер, видишь, насколько он величественен - со своими куполами, минаретами, домами, расположенными террасами, каменными оградами и зубчатыми башнями. В этом древнем городе отыщется столько сувениров, что лишь они одни могут сделать из Иерусалима объект почитания паломников со всего земного шара. Какие тайны хранят все эти сувениры! Какие чувства переполняют душу, когда посещаешь такие места, как Гроб господня, гора Оливиер ( т.е. Оливковая гора), поток Цедрон(Cedron), долина Йозафат (Josaphat), могила Девственницы, могилы царей Иудеи, святая дорога, Сион, и другие священные места, коих немало в округе! Кем бы ни был посетитель, - скептиком или верующим, -он не останется равнодушным, созерцая этот античный очаг одной из наиболее влиятельных религий на Земле. Здесь все связано с именем Христа, и кажется, что сама тень его витает над городом, ставшим свидетелем его смерти.
     Несомненно, нельзя говорить об этих святых местах мимоходом. Лишь воображение, распыляемое страстной верой, поможет увидеть здесь следы далекой старины. Не тот ли это оливковый сад, где Иисус оплакивал свою горькую судьбу! Не этой ли дорогой восходил он на Голгофу? Не в этот ли гроб было положено его тело после смерти?
     Современная археология строга, в своих ответах на эти вопросы. Согласно научным доказательствам Иерусалим сегодня находится много выше старого города; он был построен на развалинах античного города, полностью разрушенного Титусом, и сейчас невозможно точно восстановить его старую топографию. Но того, кто верит, это не смущает. В конце концов, все, что мы почитаем, есть вымысел, и чем он стариннее, тем глубже мы верим в него.
     Арабская башня Рамлех. Среди немногочисленных памятников арабской культуры в Сирии я упомянул бы еще башню, находящуюся вблизи небольшого городка Рамлех, между Яффой и Иерусалимом.
     Башню Рамлех арабы называют еще башней сорока мучеников. По преданию сорок магометан, ставших жертвами своей веры, захоронены в ней.
     Это сторение представляет собой прекрасный образец сарацинской архитектуры. Она имеет в плане прямоугольную форму. Свет проникает внутрь через стрельчатые окна. На вершину башни можно попасть, поднявшись по лестнице из 120-и ступенек. Лестница эта хорошо сохранилась, кроме, разве что самых последних ступенек.
     Считалось, что башня Рамлех была возведена крестоносцами. На самом деле, стиль ее сильно напоминает европейский. Однако, арабское происхождение башни несомненно - это доказывают не только некоторые характерные детали архитектуры, но и прекрасно сохранившаяся надпись, указывающая на то, что башня была сооружена в 700-м году Хежира (1310). Это согласуется и со сведениями арабских историков, согласно которым строительство башни было делом сына султана Калаум. Камень, на котором сделана надпись, выглядит не так, как если бы он был пристроен позднее.


Арабские памятники Дамаска.

    Когда мы говорили об арабах до Мохаммеда, то видели, что уже в те далекие времена, на заре истории Дамаск представлял собой торговый склад Востока. Арабы знали Дамаск задолго до Магомета, ибо в этот город они привозили товары из разных стран. Для них это был рай земной. Как и сейчас, это был один из самых величественных городов мира. «Свет Востока»- называл его император Юстиниан.
    Значение Дамаска было столь велико, что арабы сделали его столицей империи, которой ранее была Медина, и лишь много позже - Багдад.
    Будучи столицей арабской империи и даже некоторое время потом, Дамаск являлся крупным торговым, научным и промышленным центром Востока: он славился на весь мир своими медицинскими школами, астрономическими обсерваториями, дворцами и мечетями.
    Этот старинный город, современник пирамид,, город, в котором правили ассирцы, меды (les Medes), египтяне, персы, греки, римляне, арабы и турки, существует и сейчас, но памятники его почти полностью разграблены или уничтожены пожарами.
    Хотя арабы сейчас и не владеют Дамаском, там сохранились и их обычаи, и язык, и религия. Возможно, это один из немногих городов мира, где отпечаток арабской культуры столь заметен. Если вся остальная часть Сирии испытала влияние европейцев, то Дамаск , куда европейцы попадали редко, полностью избежал этого влияния. В Каире, основанном арабами и управляемом ими на протяжении веков, наверняка, есть памятники, более значительные, чем памятники Дамаска. Однако, в отличие от последнего, этот старинный египетский город с каждым днем все больше и больше европеизируется. Чтобы лучше понять нравы Востока, чтобы попасть в прошлое или освежить в памяти события истории, нужно ехать в Дамаск.

    Всех путешественников, приближающихся к Дамаску, восхищает его сказочный вид. Издалека открывается взору его минареты и зеленый оазис, окружающий город. Однако, на мой взгляд, вид, открывающийся взору путника, сильно проигрывает по сравнению с той завораживающей панорамой, которую можно увидеть с высоты крепости. «Дамаск дарит путешественнику, который приближается к нему, -пишет господин Давид, - самое грандиозное зрелище, необычайно оригинальное и феерическое одновременно. Вы видите под собою широкую равнину, всю усеянную домами, утопающими в зелени и окруженную садами с очень оригинальной каменной оградой. Стены этой ограды, в отличие от обычных фортификаций землистого цвета, грязных и , вообще, имеющих какой-то грустный вид, блестят самым чудесным образом. Они выстроены из желтых и черных камней различной формы - круглых, прямоугольных и даже треугольных. Камни эти расположены так искусно, что крепостные стены выглядят, как говорят поэты Востока, словно бархатный пояс, усыпанный топазами. Много оград есть и внутри города, где они разделяют кварталы. Они особенно замечательны своими башнями, расположенными по углам, имеющими форму тюрбана и украшенными орнаментами. Это лишь общий план; при большем рассмотрении картина Дамаска поражает еще больше. Здесь, наверное, столько же деревьев, сколько и домов; здесь в линию выстроились кипарисы - это прогулочная аллея; там - длинный ряд мавританских арок - это базар; несколько пальм грациозно качают верхушками над полукруглым бассейном с монументальным фонтаном; во внутреннем дворике мусульманского дворца растут фруктовые деревья; и, наконец, более тысячи куполов с медными полумесяцами на вершинах и заостренными минаретами по бокам. Этот лабиринт цветущих террас, больших деревьев, прекрасных садов производит чарующий эффект, а свет палящего солнца и серебристый блеск воды во всех семи разветвлениях реки Баррадах придают ему еще большую магию. Это Дамаск, или Аль-Шам, как называют его арабы, величая его именем Сирии.» Дамаск может все же разочаровать европейца, впервые входящего в город. Кривые и грязные улицы, полуразрушенные грязные дома, пыль, застилающая глаза, - все это производящее вначале довольно неприятное впечатление, со временем, при большом знакомстве с городом, уходит на второй план.

    Своей бурной жизнью, своим неповторимым восточным колоритом Дамаск обязан торговле, которую он ведет со всеми странами Востока. Сюда приходят из Багдада караваны, груженные персидскими и индийскими товарами; отсюда отправляются в разные страны шелка и другие ткани, сафьян, изделия из меди и серебра.
    Я еще раз повторю, что именно здесь, в Дамаске, можно увидеть подлинный Восток с его ослепительным колоритом. Улицы древнего города, его пестрый базар являют собой любопытнейшее зрелище, поражающее своим разнообразием. За несколько часов здесь можно встретить представителей всех народов Востока: персов в меховых шапках, с кинжалом за поясом; сирийцев, одетых в пальто, своим покроем напоминающее мантию; лоб у них обвязан куффи, которая затянута веревкой из верблюжьей шерсти; арабских женщин, с ног до головы закутанных в белую ткань, через прорези которой можно увидеть их сверкающие глаза; дамаскинцев, чья одежда сшита из черного и желтого шелка и перетянута поясом, на голове они носят или красную феску, или белый тюрбан; турок-солдат с кривыми саблями на боку; паломников из Мекки, гордо несущих на себе свои лохмотья; служащих консульства в белых униформах, украшенных вышивками; они гордо вышагивают с тростью в руках; оттоманских служащих, затянутых в сюртуки из Низама; друзских воинов верхом на чудных скакунах,ярко-красные седла которых, расшитые золотом и серебром, блестят на солнце; друзы также имели весьма гордый вид, на поясе у них висит оружие; длинную вереницу верблюдов, нагруженных товарами из Карамани, Анатолии или с берегов Евфрата; управляют верблюдами либо курды, либо бедуины, либо армяне, либо маринаты, либо евреи, либо даже греки из архипелага. Вся эта пестрая толпа создает невообразимый хаос; здесь можно увидеть лица всех возможных оттенков от розовато-белого до эбеново-черного; одежды же играют всеми цветами радуги.

    Когда, сидя в арабском кафе сквозь дым кальяна, я наблюдаю весь этот странный калейдоскоп, мне кажется, что это по мановению какой-то магической силы из царства теней воскресли все азиатские народы прошлого. Подобное зрелище я видел лишь в Константинополе, на мосту, соединяющем Галат и Золотой Рог, но там преобладают европейские элементы; там можно встретить представителей всех народов мира, кроме восточных.

    Дамаск манит к себе любителей живописи, художников, археологов. Здесь множество разрушающихся сооружений, которые грозят исчезнуть совсем. В пригороде Майдан, в начале дороги на Мекку, на любом шагу можно встретить руины мечетей, фонтанов, различных памятников. Им не более двух-трех веков, но в их архитектуре заметны мотивы старинных орнаментаций, что говорит об уважительном отношении арабов к обычаям; чувствуется здесь и персидское влияние.
    Только в Дамаске можно еще увидеть дворцы, построенные по проекту старинных арабских зодчих; по красоте и комфорту, на мой взгляд, они превосходят самые роскошные европейские жилища. К сожалению, как и все памятники старины, дворцы эти также постепенно разрушаются.
    В одной из последующих глав я расскажу подробнее об одном из таких дворцов. Здесь же я упомяну только о самой большой мечети Дамаска, которая является старейшим строением города. Воздвигнутая на месте языческого храма, бывшая христианской церковью, она (по крайней мере часть ее зданий) относится к первым годам Хежира. Восстановленная после пожара, разрушившего ее в 1069-м году (461-ый год Хежира), мечеть стала значительно небольшой по своим размерам, и много меньше мечетей Каира.
    Большая мечеть Дамаска построена по тому же плану, что и первые памятники ислама, -имеет большой прямоугольный двор с галереями; по одну сторону двора находится алтарь; по углам высятся минареты. В главе, посвященной арабам в Египте, мы опишем множество монументов такого типа.
    По сведениям арабских историков, нижняя часть стен первоначального здания мечети была покрыта гранитом очень редкой породы; верхняя часть и купол - выложены мозаикой; на потолке из позолоченного дерева висело шестьсот золотых ламп; ниши для молитв были обрамлены мелкими камушками.
    Большая часть этой орнаментации пропала. Теперь стены украшены надписями, в окна вставлены цветные стекла, и лишь местами можно увидеть следы старинной мозаики.
    В мечети три минарета; два - прямоугольных в плане, тртеий - восьмигранный; самый грациозный, - он возвышается над галереей и завершается шаром и полумесяцем. Один из прямоугольных минаретов, называемой невестой, считается одним из самых старинных среди ныне существующих,- предполагают, что он был построен в первом веке Хежира. Другой прямоугольный минарет называется минаретом Иисуса. По арабскому преданию, в Судный день Иисус должен спуститься на его вершину.
    Как мы говорили ранее, арабы, в отличие от завоеванных ими племен, уважительно относились ко всему, что было создано до них и заботились о развитии существующих цивилизаций и об использовании их достижений. Будучи весьма невежественными вначале, арбы вскоре превзошли своих учителей. Они скоро переняли у греков военную тактику, научившись использовать осадные машины и показали себя очень искусными воинами, чем их предшественники.

    Имея лишь зачатки искусства и науки, арабы создали многочисленные школы, что позволило им со временем даже превзойти народов, жившие на арабских территориях раньше. Не имея никаких знаний в архитектуре, арабы вначале прибегали к помощи византийских и персидских специалистов, затем же, руководствуясь собственным художественным вкусом, они совершенствовались настолько, чтобы выработать собственный архитектурный стиль, полностью свободный от иностранного влияния.

Hosted by uCoz