§2.Проникновение арабов в Сирию.

      К моменту появления арабов в Сирии, там уже 7 веков правили римляне. Рассказы о первых сражениях, в результате которых Сирия была захвачена арабами, весьма противоречивы. Арабские летописцы, в частности, часто цитируемый Вакеди, слишком романтизируют эти события, что позволяет усомниться в достоверности их сведений. В каждом сражении арабы, если верить летописцам, совершали подвиги, достойные героев Гомера, причем среди героев были даже женщины. Что же касается византийских историков, то они осторожно умалчивают об унизительной для мощной империи Константинополя победе арабов.
      Не вдаваясь в детали завоевания Сирии арабами, можно утверждать лишь то, что после ряда сражений, в которых успех сопутствовал то одним, то другим, страна была полностью покорена арабами.
      Одним из первых и важнейшим завоеванием арабов в Сирии было взятие Дамаска. Во времена первых халифов-Оммиадов Дамаск отнял у Медины звание столицы арабской империи. Дамаск был взят в 634г. - 13-ом году Хежира, в день смерти халифа Абу-Бекра, первого преемника Мохаммеда. "Прощай, Сирия!" - воскликнул Гераклиус, узнав о победе арабов. Сирия была покорена. Разбив византийцев в сражении около Ярмука (Jarmouk), арабы последовательно покорили все сирийские города: Пальмиру, Баалбек, Антиох, Тибериаду, Наплоуз, Иерусалим, Тир, Триполи и др. Император был вынужден навсегда покинуть Сирию, принадлежавшую его предкам в течение 7-ми веков.
      Наибольший резонанс среди арабских завоеваний получило взятие Иерусалима. Этому событию последователи пророка придавали особое значение, так как это было святое место и для мусульман, и для христиан. Иерусалим видел умирающего Иисуса, одного из великих пророков ислама. В этом городе находилась знаменитая скала, с которой Мохаммед взошел на небо.
      Атака священного города была энергичной, защита - упорной. Вдохновляемые патриархом Софрониусом, христиане яростно защищали могилу своего Бога, но как сказано в писании, им не удалось воспрепятствовать замене креста на могиле Иисуса на символ мусульманства. После 4-х-месячной осады Софрониус вынужден был капитулировать. По условию капитуляции город должен был быть сдан персонально Омару, и условие это было принято. Омар покинул Медину без свиты, верхом на верблюде, взяв с собой лишь один бурдюк с водой и мешок с ячменем, рисом и сухофруктами. День и ночь двигался он по направлению к Иерусалиму. Войдя в город, как правитель, он проявил большую терпимость по отношению к его жителям - разрешил им исповедывать свою религию, оставил им их имущество, сохранил обычаи, обложив лишь очень небольшой данью.
      Такую же терпимость проявили арабы и в других городах Сирии; жители так же охотно принимали новое правление. Нередко местное население добровольно отрекалось от христианства, принимало религию победителей, изучало их язык. С тех времен правление Сирии менялось неоднократно, но язык и религия арабов живы там и по сей день.
      Неоднократные поражения, которые византийцы потерпели в Сирии, внушили им глубокий страх перед завоевателями. Арабы презирали византийцев. Вот, например, отрывок из письма Омара императору Гераклиусу, в котором он требует возвращения одного из своих плененных генералов:

"Именем Бога - милосердного, сострадательного! Хвала Богу - владыке миров! Слуга Бога, Омар, Гераклиусу, императору греков. Как только получите Вы это письмо, незамедлительно отправьте ко мне плененного Вами мусульманина по имени Абдуллах-ибн-Ходафа. Если вы сделаете это, то я буду надеяться, что Бог направит Вас на путь истинный. Если же Вы откажетесь, я вынужден буду направить против Вас своих людей. Да будет здоровье и благополучие тем, кто шагает прямой дорогой! "


      Император не был задет тоном обращения. Он не только вернул пленного, но даже послал с ним богатые подарки халифу. Несмотря на то, что предками владык Константинополя были грозные завоеватели, в душах их потомков воинственные амбиции были давно уже мертвы.
     

Когда завоевание Сирии было завершено, Омар вернулся в Медину и основал там новую империю. Заботу о расширении владений он возложил на своих генералов. Богатство, завоеванное у греков и персов, было столь велико, что Омар назначил своим компаньонам вознаграждение размером от 1000 до 1500 дихремов в год в зависимости от срока их службы.


Hosted by uCoz