|
|
§3. Мохаммед после Хежира.
Вход пророка в Медину был триумфальным; последователи,
сопровождавшие его, прикрывали голову Мохаммеда пальмовыми листьями; люди буквально падали к его ногам.
По приезду в Медину Мохаммед начал организацию своей религии.Коран, который к этому времени представлял собой набор эскизов,
постепенно заполнялся новыми откровениями, которые небо посылало пророку во всех трудных ситуациях;
однако основы религии уже были заложены.
Мохаммед последовательно утвердил принципы исламизма: пятикратная ежедневная молитва по призыву муэдзина из мечети, пост в месяц Рамадан, т.е. полное воздержание от еды от восхода Солнца до заката; предоставление одной десятой части своего дохода для нужд религии.
Едва прибыв в Медину, пророк - сам или через своих последователей - стал руководить многими сражениями. Первое серьезное сражение произошло при Бедр на 20-м году Хежира. Армия противника насчитывала 2000 человек, а войско Мохаммеда - лишь 314,
притом всадников было всего трое. Однако враг потерпел поражение, и это положило начало славе Мохаммеда как военачальника.
На протяжении многих лет Мохаммед возглавлял войска в сражениях с соседями, и битвы эти обычно завершались его триумфом. Он одинаково спокойно переносил и успехи, и неудачи.Однажды он велел обезглавить 700 пленных, принадлежавших одному еврейскому племени,
предавшему его, и был непреклонен в своем решении.
Влияние пророка все возрастала, но для полного триумфа Мохаммеду оставалось покорить Мекку. Вначале он попытался достичь своей цели мирным путем, отправившись в святой город в сопровождении 1400 своих последователей. У стен Мекки он был встречен посланниками корейшитов. Они были сильно удивлены тем почтением, которое оказывали спутники пророка своему повелителю. Один из посыльных высказался так: "Я посещал Цезаря и Хосроя в их дворцах, но нигде не видел, чтобы властелин был так почитаем своим окружением, как Мохаммед."
Однако Мохаммеду не удалось все же войти в город. Потерпев поражение, он направил свою свиту на Хайбар - крупный город, находившийся в 5 днях пути к северу от Медины. Население этого города составляли евреи, основным занятием которых была торговля. По существу, Хайбар представлял собой большой склад товаров. Мохаммеду удалось овладеть городом, несмотря на то, что тот был хорошо укреплен.
После осады Хайбара произошло событие, которое чуть было не перечеркнуло все, что надлежало выполнить Мохаммеду. Жизнь его чуть было не оборвалась, и виной тому была женщина. Одна еврейка, по имени Зайнаб, подала на стол отравленную баранину. Почувствовав странный привкус, Мохаммед отказался от еды, сделав лишь один кусок. Он объявил, что овца предупредила его о готовящемся покушении. Дочь израильтянина, приведенная к пророку, оказалась хитра. "Я хотела проверить, - заявила она,- "правда ли то, что ты - посланник небес. Ведь если бы ты оказался лжепророком, ты не узнал бы о покушении, и я отмстила бы тебе за несчастья моей родины; если же ты - настоящий посланник Господа, небеса спасли бы тебя от гибели. Так и оказалось, ты - настоящий пророк". Эти мудрые слова спасли женщину от смерти.
Мохаммед же, несмотря на поддержку небес, до конца дней своих не мог избавиться от последствий этого отравления. Через три года он умер.
Пользуясь усилением своего влияния после захвата Хайбара, Мохаммед решил предпринять новую попытку захватить Мекку. Он собрал войско в 10 тыс. человек - никогда ранее ему не удавалось собрать так много - и предстал с ним перед стенами города.
Влияние его к этому времени было столь велико, что в город он вошел без борьбы.
Отношение Мохаммеда к корейшитам - заклятым его врагам в течение 20 лет, было весьма гуманным. Он не без труда защитил их от гнева своих компаньонов. Разрушив идолов Каабы, (их было 360), Мохаммед посвятил этот храм культу исламизма.
С этого момента Кааба становится центром этой религии.
После взятия Мекки Мохаммедом ему подчинилось большинство соседних племен: некоторые из них объединились было для сопротивления, но вскоре были побеждены.
Так Мохаммед достиг вершины своего величия. Он решил направить экспедицию против греков Сирии, в которых видел угрозу исламизму. Собрав 30 тыс. человек, треть которых составляли кавалеристы, Мохаммед прибыл в Табук, расположенный на полпути между Мединой и Дамаском. Узнав, что греки оставили свои агрессивные намерения, он остановился. Однако экспедиция не была бесполезной - арабские вожди той части полуострова, которая граничила с Египтом и Сирией, были подчинены Мохаммеду.
Еще до завоевания Мекки Мохаммед искал способы повысить свой престиж. Во все стороны он направил послания, адресованные многочисленным правителям, даже самым влиятельным, в которых предлагал им присоединиться к новой религии. Одна из таких экспедиций была отправлена даже за пределы Аравии. Это была экспедиция против Гассана - вождя арабов - греческих вассалов. Войско Мохаммеда было разбито, но все же эту экспедицию нельзя назвать абсолютно бесполезной, ибо арабы, охранявшие границы и не получавшие заработка от Гераклиуса, поспешили присоединиться к пророку.
Послания Мохаммеда, отправленные за пределы Аравии, не имели успеха. История сохранила для нас свидетельство того, как такое послание было принято королем Персии. Посланник прибыл как раз в тот момент, когда послы подписывали мирное соглашение между Хозроем и Гераклиусом. Письмо, адресованное Хозрою, начиналось с имени отправителя, что по восточным обычаям означало претензию на превосходство. Возмущенный этим, правитель, считавшийся королем всех королей,
не стал читать письма дальше. Он разорвал послание и затоптал клочки ногами, крича при этом: "Этот раб ставит свое имя перед моим!" Узнав о реакции короля, Мохаммед произнес:"Пусть Бог разорвет его королевство, как он разорвал мое письмо!"
Проклятию этому вскоре суждено было сбыться, и не без участия сторонников Мохаммеда. надо сказать, что Хозрой не ограничился уничтожением письма Мохаммеда. Он отправил правителю Йемена приказ схватить типа, возомнившего себя пророком. Однако тот был убит своим сыном и не исполнил поручения.
10 лет прошло с памятной даты Хежира, когда Мохаммед прибыл в Мекку как паломник. Это было последнее его паломничество. По возвращении в Медину он серьезно заболел. В то время он по -очереди ночевал у своих жен. "Однажды днем, - говорит Абулфеда, - когда он находился в доме Маймуны,
дочери Харита, состояние его ухудшилось. Он велел собраться всем и попросил отвести его к одной из жен, чтобы постоянно находиться и лечиться там. Жены согласились и отвели его в дом Айши."
Чувствуя близкий конец, Мохаммед решил попрощаться со своим народом. Собрав множество людей, он благодарил Господа за то, что тот позволил ему исполнить его миссию. "Если я кого ударил в спину, то вот вам моя спина, - ударьте меня,- сказал он, -
если я нанес удар чьей-то репутации, отомстите мне тем же, если я лишил кого-нибудь его добра, то вот вам мое добро, возьмите его и не бойтесь вызвать мою ненависть; ненависть не свойственна мне". Тогда один человек потребовал вернуть ему долг в 3 дирхема.
Мохаммед тут же отдал деньги со словами: "Стыд в этом мире переносится легче, чем в мире ином."
Потом он помолился за всех, кто боролся вместе с ним, и его отнесли к жене.
За три дня до смерти Мохаммед попросил отнести его в мечеть, чтобы он мог помолиться там.
Но он был слишком слаб даже для этого, и тогда вместо себя он послал в мечеть Абу-бека. Впоследствии ему суждено будет стать преемником Мохаммеда.
Мохаммед завершил свой жизненный путь в 11-ом году Хежира в возрасте 63 лет. Болел перед смертью он всего 15 дней.
К моменту смерти Мохаммеда почти вся Аравия, до Омана, была охвачена исламом. Новую веру приняли и арабы, и евреи, и христиане. Все жители Аравии образовали единый народ.
Вскоре, вдохновляемые новым верованием и руководимые способными вождями, они пожелали завоевать весь мир. |
|
|