§4.Памятники арабского искусства в Египте.

     Египет - единственная страна, где можно увидеть арабские монументы всех эпох, начиная с самых первых времен ислама, а значит, и изучить эволюцию искусства арабов. Почти все уцелевшие старинные памятники - это мечети. Их изучение облегчается тем, что все самые значительные из них находятся в Каире. Каир, по крайней мере, в той его части, какая не была оккупирована европейцами, остался полностью арабским, что позволяет получить представление об архитектуре арабов во времена халифов.
     Заметный издалека, Каир обладает таким ярким восточным колоритом, как ни один другой город в мире. Каир - это мир белых домов с плоскими крышами, над которыми возвышаются сотни минаретов, это тенистые пальмы, это ( как и везде на Востоке) узкие, извилистые, беспорядочно расположенные улицы. Особенно поражает своей необыкновенной, феерической красотой панорама города, открывающаяся взору с высоты крепости. Я не знаю другого такого чудесного города, как Каир. В некоторых кварталах, особенно в старой части города, выступающие окна домов, находящихся на противоположных сторонах улицы, почти соприкасаются. Такая узость улиц защищает жителей от попадания прямых солнечных лучей и позволяет сохранить приятную прохладу. Чтобы почувствовать, насколько в домашнем климате эти узкие тенистые улочки предпочтительнее проспектов и площадей европейского типа, которые уже есть в современном Каире, нужно попробовать хоть раз пересечь широкий бульвар под палящими лучами огненного светила. Путешественников поражает оживленность улиц Каира. Созерцание городской жизни здесь подобно созерцанию спектакля, причем еще более увлекательного, чем в Дамаске.

«В пестрой толпе, теснящейся здесь, говорит доктор Цамберт, - рядом со скромным феллахом можно увидеть гордо шагающего бедуина, копта или еврея с сосредоточенным и мрачным лицом, подвижного, быстрого грека, негров всех типов, от эбеновых обитателей Судана до совершенно светлых берберов. Сюда со всей Африки и Аравии прибывают караваны грузных, торжественных верблюдов; легкие, подвижные ослы галопом несут на себе своих восточных хозяев. Здесь и женщины, обернутые в огромные куски темной ткани, и паша в застегнутом наглухо сюртуке от Низама, восседающий верхом на лошади, и водоносы с их кожаными бурдюками, и носильщики всех сортов, и крикливые саи, всегда готовые ударить апатичного арабского курбаши или бедную замешкавшуюся феллахку. Картины этого уличного спектакля сменяют друг друга, завораживают иностранца.»

     Современный Каир был основан в 359-м году Хежира (970). Другой город Фостатт, основанный Алеру, был поглощен им. Новый город получил название ‘эль Кахира’, то есть ‘Победоносный’; европейцы же переиначили его в ‘Каир’. Фостатт является сегодня слободой Каира. Называть Каиром этот старый город неверно, так как при Амру он не носил этого имени.
     Строительство нового Каира было завершено через три года после укладки первого камня. Большую часть своих огромных доходов фатимиды тратили на нужды благоустройства города. Каждый правитель прилагал все усилия, чтобы превзойти в этом своего предшественника, даже мамелюки, сместившие арабских халифов, считали честью продолжить дело украшения города. Лишь став столицей тюркской провинции, Каир не только перестал благоустраиваться, но и не содержался в надлежащем порядке. Самые замечательные монументы сегодня все больше и больше разрушаются, так как в них ни разу не проводилось даже самых простых ремонтных работ. По-видимому, уже в недалеком будущем они вообще перестанут существовать. «Вы хорошо сделали, приехав сейчас, - сказал мне один из высокопоставленных чиновников Египта, ибо уже через несколько лет изучать будет нечего.»
     Опишем кратко важнейшие монументы Каира в порядке хронологии их создания. Выбирая из четырех - пяти сотен мечетей, будем руководствоваться желанием наилучшим образом показать стиль каждой эпохи, с момента основания Каира и до наших дней.

Мечеть Амру (21-ый год Хежира, 642)

- представляет самый древний и самый почитаемый храм ислама; в ее строительстве участвовало восемьдесят сподвижников Мохаммеда.
     Воздвигнутая завоевателем Египта, Амру, мечеть получила его имя. И при первых четырех халифах, и во времена правления оммиадов она оставалась единственной мечетью. Тип мечети Амру - примитивный, долгое время план ее служил моделью для мечетью такого типа.
     План этот очень прост; он просматривается во многих старинных мечетях. Все сооружение состоит из прямоугольного двора, окруженного широкими крытыми галереями с колоннадами. Одна сторона галереи, обычно более высокая, чем все остальные, предназначена для алтаря. В центре двора обязательно находится фонтан для омовений, по углам монумента возвышаются башни-минареты.
     Перед многими мечетями той эпохи имеется еще первый двор, который предназначен для приема приезжих. Здесь же находятся помещения для лошадей и верблюдов, водопой и общественная баня. Вначале мечети представлены не только места для молитв, но и гостиницы для путешественников.
     Колонны мечети Амру заимствованы из различных греческих и римских монументов; колонны эти поддерживают аркады подковообразной формы. Для более поздней арабской архитектуры характерны усовершенствованные стрельчатые своды и более высокие арки. Применение подковообразных арок в профилях куполов арабских монументов придавало им стройность и грациозность; в то же время византийские храмы имели низкие, тяжелые, сферические купола.
     Сегодня в галереях мечети Амру, окружающих прямоугольный двор, колонны имеются только с двух сторон - на одной стороне они расположены в один ряд, на другой, там, где находится алтарь, - в шесть рядов. Всего монумент украшен 147-ю колоннами.
     В центре алтаря, как и во всех, без исключения, мечетях, находится сводчатая ниша для молитв (Михраб), обращенная в сторону Мекки, и кафедра для проповедей (Мимбар). В мечети Амру они очень просты.
     Очень просты и два заостренных минарета; они не слишком высоки и имеют всего по одной галерее.
     В мечети Амру нет ни арабеск, ни орнаментов, ни других деталей, характерных для позднего арабского искусства. Несмотря на всю простоту мечети, ее лес из арок колонн производит величественное впечатление. К сожалению, как и большинство старинных монументов, мечеть Амру постепенно разрушается.*

*Авторы, писавшие о Каире, обычно повторяют за арабскими писателями, что «каждую ночь в мечети горело 18000 ламп, для чего ежедневно тратилось 11000 квинталов очищенного масла.» Даже самые точные обозреватели, включая Батиспера повторяли то же самое. Однако, простой расчет показывает, что это утверждение неправдоподобно: на одну лампу в день расходовался бы 61 килограмм масла, 11000 квинталов заняли бы примерно 11000 бочек емкостью в один гектометр - для доставки такого количества масла в мечеть потребовалась бы целая армия верблюдов.

Мечеть Тулуна (243-ий год Хежира, 876)

также выполнена в относительно простом стиле, но здесь больше украшений, чем в более ранних монументах. Общий план прежний: прямоугольный двор, со всех сторон окруженный аркадами; однако, аркады эти выразительнее, чем в мечети Мекки, - имея подковообразную нижнюю часть, они завершаются стрельчатыми сводами. Колонны, поддерживающие аркады в мечети Амру, здесь заменены гигантскими столбами с колоннами по углам - все вместе образует так называемый византийский карниз. Эта особая форма опор, похоже, происходит от связанных колонн, столь распространенных в готических церквях. Потолок, поддерживаемый аркадами, как и в мечети Амру, деревянный.
     Арабеск и сталактитов еще нет, стиль украшений в виде цветов и листьев, расположен вдоль фризов, окон и напоминает византийский, но уже предвосхищает арабский.
     На фризах под потолками можно прочесть надписи, сделанные куфическими буквами.
     Внешние стены завершаются ажурными амбразурами.
     Монумент выстроен из обожженных кирпичей и оштукатурен под мраморный орнамент и лепнина также имитирует мраморные детали.
     Сохранился лишь один минарет - это башня, сечения которой представляют собой прямоугольник при основании, затем круг, и, наконец, восьмиугольник. Минарет имеет вдающиеся ступени. Посреди двора мечети находится прекрасный украшенный фонтан. Над дверью его - треугольные окна.

Мечеть Тулуна

сегодня находится в развалинах. Египетская администрация не заботится об этом памятнике примитивного арабского искусства, как, впрочем и о других. Потолок и стены мечети разрушаются, и через несколько лет она грозит превратиться в груду мусора. Мечеть была заколочена, и нам пришлось взломать дверь, чтобы попасть внутрь.

Мечеть эль-Азбара (359-ый год Хежира, 970)

знаменует большой шаг вперед в прогрессе архитектуры арабов, особенно в части орнаментации сооружений. Однако при изучении ее следует иметь в виду, что многие детали появились здесь значительно позднее. Университету, возникшему при мечети в 378-м году Хежира, она обязана своей известностью во всем исламском мире. Даже сегодня авторитет мечети эль-Азбера велик: в нее стекаются студенты со всего мусульманского мира. По существу, она является последним очагом науки арабов на Востоке. Профессора, содержащиеся здесь за счет доходов мечети, преподают различные научные дисциплины: теологию, юриспруденцию, медицину, антропологию, математику и историю. Раньше здесь училось до 12000-и студентов, сейчас их число несколько меньше. Самые бедные студенты находятся здесь на полном обеспечении. План мечети, эль-Азар подобен планам мечетей, о которых мы говорили выше, но окружающие ее различные жилые строения несколько искажают первоначальную архитектуру. Лишь большой двор в точности удовлетворяет замыслу зодчих. 380 колонн из порфира, мрамора и гранита поддерживают аркаду; фундамент и карнизы этих колонн заимствованы из более древних строений. Аркады имеют более острые дуги, чем у ранних монументов. Привлекают внимание минареты более поздней постройки. Я привожу здесь фотографии, сделанные с одной из террас мечети, а также цветную репродукцию михраба, находящуюся в зале, где покоится прах одной очень важной персоны.

Мечеть Калаума (683-ий год Хежира, 1283)

является образцом арабского искусства в момент наивысшего его развития. Очень досадно, что под предлогом реставрации потолок и стены монумента были измараны самым отвратительным образом. Ансамбль мечети Калаума очень напоминает первые готические монументы. Эта схожесть поражает всех ученых, посетивших мечеть, от Коста до Эберса. Вот что говорит по этому поводу последний:

«Что самое замечательное в фасаде мечети и в зале-усыпальнице Калаума - это общий их вид и сходство с нашими готическими церквями. Аркады, образующие выступы, аркады поменьше между ними; колонны, поддерживающие эти аркады не без карнизов и систем балок; портал, служащий декорацией для входной двери, через которую также видно множество аркад, ’вложенных’ друг в друга; колонны, имеющие разную высоту, - весь этот ансамбль без порядка и симметрии в точности повторяет здания, которые строили в эту же эпоху во Франции, в Германии и на север Италии. Действительно, если учесть те особенности арабской архитектуры, которые обусловлены требованиями холодного и дождливого климата, а также религиозными обычаями и знаниями ваяния, - высокую кровлю с остроконечным коньком, выступающий водосток, башенки, статуи, барельефы, - (?) архитектуре, пересаженной на север к христианскому народу.
Этот способ строительства и дает начало готическому стилю. Прекрасным примером тому является Сент-Шанель в Париже. Оба монумента, - и тот, о котором мы только что говорили, и Сент-Шанель были созданы в тринадцатом веке.»

В месте Калаум есть часовня с куполом. В ней покоится прах основателя мечети. Усыпальница представляет великолепный зал с аркадами, которые поддерживаются столбиками с колоннами по углам. Окна, как и в готических памятниках, имеют удлиненную форму. Раньше при мечети действовала больница. Сейчас ее не существует, хотя в недавно вышедшем в свет путеводителю по Востоку она очень подробно описывается.

Мечеть Хасана (757-ой год Хежира, 1356)

является самым красивым монументом Каира, она построена в эпоху наивысшего расцвета искусства арабов.
     Своими размерами мечеть Хасана превышает знаменитый собор Парижской Богоматери. Большой купол имеет высоту 88 метров, самый высокий минарет достигает 86 метров, что в два раза больше высоты Вандомской колонны в Париже. Длина здания - 140 метров, ширина - 75 метров. Толщина стен составляет 8 метров, причем выложены они не из кирпича и мрамора, как в древних мечетях, а из тесаных камней.
     Общий вид всего ансамбля своим величием напоминает влияние мечети в Индии, о которых мы упомянули раньше. Общий план мечети Хасана сильно отличается от планов других монументов. Основание ее имеет форму греческого креста, а не прямоугольника. Аркады здесь не окружают внутренний двор, как в более древних мечетях, а образуют с каждой стороны его вход в громадный зал. Аркады имеют стрельчатую форму. Самый большой зал служит алтарем: свод его имеет высоту, равную 21 метр. В вершине алтаря, как и во всех мечетях, находится михраб и кафедра для проповедей. Вся поверхность стен покрыта арабесками и надписями. В центе двора находится великолепный фонтан. К сожалению, он плохо сохранился.
     В мечети Хасана находится могила ее основателя. Прах его покоится в зале, куполом диаметра в 21 метр и сталактическими выступами в основании. Стены Малого зала украшены выполненными на дереве надписями; они достигают примерно метровой высоты.
     Как и в большинстве старинных мечетей аркады несколько заужены у основания. Арки имеют правильную подковообразную форму, какую использовали только арабы Испании.
     Северный портал мечети Хасана имеют в высоту двадцать метров. Он представляет полукруг. Полукупол его опирается на каменные сталактиты; стены богато украшены арабесками.
     К сожалению, состояние мечети Хасана не лучше, чем состояние других мечетей Каира - мозаика, скульптуры, деревянная обшивка ветшают, недалек тот час, когда от монумента останутся одни стены.
     Изумительны все мечети этой эпохи, - периода молодости арабской архитектуры в Египте. Стоит отметить, на мой взгляд, мечеть эмира Ахора, выделяющуюся своим грациозным куполом, а также другие монументы:

Надгробная мечеть Баркук (784-ый год Хежира; 1384).

      Памятник выстроен из белого и красного камня, уложенного правильными чередующимися рядами. Это одна из усыпальниц халифов. Позднее мы еще будем говорить о подобных монументах. Минарет мечети Баркук, как и минарет мечети Каит-бея, является образцом арабского стиля в такого рода сооружениях. Поражает своей элегантностью купол, слегка зауженный у основания. Под куполом находится могила Баркука. Она расположена в прямоугольном зале очень величественного вида, по углам которого возвышаются изумительной красоты сталактиты, поддерживающие свод. Очень красива мраморная кафедра для проповедей - это настоящее кружево из камня, подлинный шедевр арабского искусства. Какое варварство - позволить времени или ворам уничтожить это чудо!

Мечеть Муеяда (Mouaiyad) (818-ый год Хежира, 1415).

      С точки зрения архитектуры эта мечеть несколько уступает предыдущим, - она слишком обильно декорирована. Однако по этой же причине ее считали самой богатой среди мечетей Каира. Сегодня, как и другие памятники, она полностью заброшена и постепенно превращается в груду мусора. Особое внимание здесь стоит обратить на потолок - украшенный великолепной резьбой и позолотой, раскрашенный в яркие цвета. (Сейчас в Каире такая отделка потолков очень редок); на прекрасные портики с колоннами и стрельчатыми аркадами; чуть зауженными у основания; на красивые стрельчатые окна, окруженные надписями, и на изумительный мозаичный пол.

Надгробная мечеть Каит-бея (872-ой год Хежира, 1468).

     Прежде всего, эта мечеть заметна своим куполом, покрытым густой сетью рельефно выделанных арабесок, а также великолепным минаретом высотой в три этажа. Украшенный скульптурами минарет является образцом последнего этапа развития архитектуры арабов. Восхищает, с каким художественным вкусом зодчие использовали выступающие за линию стены элементы: консоли, карнизы, галереи, - они придают всему сооружению замечательно грациозный вид, какого никогда не имеют цилиндрические или прямоугольные башни.

Мечеть Каит-бея

также является гробницей халифов, и как большинство арабских монументов, сейчас находится в руинах. Большая часть гробниц была построена в эпоху мамелюков-черкесов. Усыпальнице находятся в песчаной равнине, недалеко от Каира, их ансамбль восхищает своим величием. На другом конце города, у подножия крепости, простирается другая равнина, где также можно увидеть надгробные монументы. Здесь можно встретить всевозможные минареты, мечети и соборы. Они сооружены в разные эпохи, и изучение их чрезвычайно интересно; однако, описание этих памятников вывело бы нас далеко за пределы этой главы. Впрочем, представление об этом некрополе можно получить по фотографии, помещенной здесь.

Турецкие мечети Каира.

     Среди тех немногих дворцов и мечетей, построенных в начале шестнадцатого века, то есть после захвата Египта турками, нет ни одного, который заслуживал бы, по крайней мере, беглого упоминания. Из общей гаммы выделяется сооружение Мухаммеда Али, но поражает оно, главным образом, своими гигантскими размерами. Невыразительный, с низким куполом и простыми минаретами, оканчивающимися гасильниками, этот монумент может служить очевидным доказательством существования огромной пропасти, разделяющей художественные вкусы арабов и турков. Прибыв в Египет, арабы еще не были совершенными художниками; однако, имея прекрасный вкус, талантливо используя византийское наследие, они вскоре сумели создать абсолютно новый стиль.
     У турков не было недостатка в примерах для подражания или в мастерах, но им не хватало искусства использовать их. Возводя мечеть в Каире, они не нашли ничего лучшего, чем скопировать тяжеловесный монумент Святой Софии, - древнюю христианскую церковь в Византии. Это строение представляет образец архитектуры того периода развития, который арабами был уже давно пройден. Лучших же времен архитектуре турков так и не довелось узнать.
     Среди памятников эпохи халифов, способных дать представление об архитектуре арабов, я бы назвал еще городские ворота, Крепость и Колодец Иосифа. Двое ворот: Баб-эль-Насра и Баб-эль-Футуха были построены в одиннадцатом веке халифом - фатимидом Мостансером.
     Крепость Каира также представляет замечательное сооружение. Она относится к концу двенадцатого века; построил ее султан Салахеддин (Саладин). Крепость снабжается водой из колодца, искусно вырытого в скалах, что говорит о незаурядном таланте инженеров той эпохи. Колодец имеет высоту в 88 метров, диаметр его скважины равен восьми метрам. Вода поднимается на поверхность быками, которые вращают колесо с цепью и емкостями для воды. Колодец имеет два этажа. На первый его этаж ведет пологая винтовая лестница с низкими ступенями; люди спускаются и поднимаются по ней без труда.

В Каире можно увидеть и много других плодов арабской цивилизации: жилые дома, оружие, продукты промышленного производства и тому подобное. О них мы поговорим в других главах. Их изучение, как и изучение монументальных памятников эпохи правления арабов, несомненно, позволит читателю получить достаточно ясное представление о цивилизации, которую создали В Египте последователи Корана.

Hosted by uCoz