§4. Древние религии арабов.

     До Мха различные арабские племена имели весьма разнообразные культы, наиболее распространенными среди которых было поклонение Солнцу и небесным светилам. У народов, с которыми арабы вели торговлю, они заимствовали множество своих божеств. Их Пантеон был населен так же густо, как и греко-римский Олимп. Ассирийские письмена, датированные 7-8 вв. до н.э., как, например, те, что были найдены в Сафе, доказывают, что в те времена арабы поклонялись статуям множества богов. Вот, например, что говорится в одном ассирийском писании о возвращении Хассар-хаддона (Hassar-haddon) из путешествия в пустынную Аравию:

     Ассирийский король прибыл в управляемый мною город Нинив. С собой он привез множество подарков. Поклонясь мне в ноги, он просил меня вернуть ему его богов. Я пожалел его, приказал отреставрировать статуи богов и написать хвалебные слова Асура - моего господина.
     Арабскую принцессу Табуа, которая воспитывалась в моем дворце, я одел, как подобало ее сану, и отправил ее на родину вместе с изваяниями божеств.

     Следует заметить, что идея единственности Бога в зачатке существовала во многих культах Аравии. Мх же развил эту идею.
     В Аравии издревле существовал храм Кааба, который, согласно арабским преданиям, был построен Авраамом. Храм этот был почитаем всеми народами полуострова и являлся местом паломничества. Кааба представлял собой настоящий Пантеон - к моменту появления Мха в нем находилось 360 статуй и других изображений богов, среди которых, по свидетельствам многочисленных арабских авторов (среди них, в частности, Хараиви (Haraivi)) были и Иисус Христос, и дева Мария. Все народы, населявшие Аравийский полуостров, считали за честь внести свою лепту в украшение Каабы, храм этот был весьма почитаем даже евреями. Охрана Каабы была доверена арабам из племени корейшитов, они поэтому имели самый высокий в Аравии религиозный авторитет.
     В эпоху Мха многие арабы (не из числа тех, что исповедывали христианство или иудаизм) поклонялись единственному Богу. Они назывались ханифами - Мх гордился этим званием. Они не только признавали единство Бога, что составляет основной принцип Корана, но и проповедовали абсолютное подчинение человека воле Аллаха - примером тому является та готовность, с которой Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Мх имел основание сказать в Коране, что мусульмане существовали и до него.
     Сосредоточение всех божеств, которым поклонялись народы Аравии в храме Кааба, в городе Мекке позволило объединить все культы в один. Объединению этому способствовало также и то, что поклонники разных божеств говорили на одном языке. Мх понял, что наступил момент для объединения арабов под одной верой и сумел убедить в этом людей. В этом - его сила.
      Мх был далек от создания нового культа, что нередко приписывают ему, - он ограничился лишь проповедованием того, что единственным Богом является тот, кто построил Каабу - храм, почитаемый всеми народами Аравии, т.е. Авраам.
     

К моменту появления Мха общая тенденция к политическому и религиозному объединению арабов уже наметилась. Еще во времена римской империи возникло движение против языческих божеств. Античные вероисповедания теряли свою силу, идолы старели, но Боги стареть не могли.

Hosted by uCoz