Глава III. Арабы до Мохаммеда

§1. Так называемое варварство...

     Существует мнение, что арабская история начинается лишь со времени Мохаммеда. Ранее, как полагают, скитавшиеся племена, не имевшие постоянных жилищ, не имевшие традиций, веками вели полудикую жизнь, ничего от которой не сохранилось в памяти потомков.
     Это мнение и сегодня разделяют очень многие, в том числе и весьма выдающиеся умы. В доказательство приведу отрывок одного известного автора работ по истории семитских языков:

"до необычного поворота истории, показавшего нам арабскую расу и в качестве завоевателя, и в качестве созидателя, Аравия не занимала сколько-нибудь значительного места в мировой цивилизации ни с политической, ни с интеллектуальной, ни с религиозной точек зрения. Ее история еще слишком молода. Первые века нашей эры есть нечто совершенно туманное".

    Хотя мы мало знаем о прошлом арабов, можно все же утверждать, что приведенное выше мнение ошибочно. Оно неверно и в отношении цивилизации арабского народа, и в отношении его языка. Возникновение цивилизации и языка имеет своей основой длительную, постепенную эволюцию индивидов, народов, политических институтов, веры и т.п. Никакая высшая форма не может быть достигнута без последовательного прохождения промежуточных форм.
     Когда на исторической арене появляется народ с развитой цивилизацией, можно с уверенностью утверждать, что этот народ прошел длительный путь развития. Однако, прошлое это часто игнорируется нами, в то время как любое научное исследование следует начинать именно с изучения прошлого.
     Сегодня мы не можем точно сказать, что представляла собой цивилизация арабов до Мохаммеда, но мы с уверенностью можем утверждать, что она существовала и, возможно, уровень ее развития был не ниже уровня развития других цивилизаций Ассирии и Вавилона, которые долго оставались неизвестными, но сейчас, благодаря достижениям современной археологии, мы имеем возможность воссоздать их историю.
    Распространенное представление о варварстве арабов до Мохаммеда связано не только с полуумалчиванием истории, но и с тем, что арабов - кочевников, обитателей пустынь нередко путают с оседлыми арабами, населявшими города. Кочевники оставались полудикими и до, и после Мохаммеда, но они составляют лишь одну из двух ветвей арабской расы: существует и другая ветвь - оседлые арабы, которые живут в городах или заняты сельским хозяйством. То, что городские арабы ранее обладали цивилизацией, о величии которой можно лишь догадываться, очевидно.
    Даже если бы история не сохранила для нас никаких свидетельств былого величия арабской расы до Мохаммеда, его можно было бы предугадать. Ля этого достаточно было бы вспомнить, что в эпоху пророка арабы уже имели развитый язык и литературу, что они более 2000 лет вели торговлю с самыми цивилизованными народами мира, и что менее, чем за 100 лет они преуспели в создании блестящей цивилизации.
    Язык и литература не возникают вдруг, само их существование уже является доказательством длительного развития нации. Многовековые отношения с более цивилизованными нациями неизбежно влияют на цивилизованность народа, если только он способен к восприятию достижений цивилизации. Способности эти в случае арабов являлись продуктом долгого наследственного накопления и долгого развития культуры народа. Партнерами арабов в создании городов, являвшихся на протяжении 8-ми веков единственными очагами науки, искусства и литературы в Азии и Европе, были не краснокожие или австралийцы, а цивилизованные нации. Тем народам, чьи империи были разрушены арабами, не хватало предыдущей культуры; позднее они ограничились лишь приобщением к цивилизации завоевателей.
    Варварам, разрушившим римскую империю, потребовались века, чтобы создать на ее обломках новую цивилизацию и выйти из мрака средневековья.
    Итак, сделаем краткий обзор истории арабского народа до Мохаммеда.


Hosted by uCoz